Maximumtest Logo
  • ОГЭ/ЕГЭ
  • Профориентация
  • Школа MAXIMUM
  • IT-колледж
  • О нас

Квадратные уравнения

Квадратные уравнения

Квадратным называется уравнение, содержащее переменную во второй степени.

В общем виде оно выглядит следующим образом:

ax2+bx+c=0,ax^{2} + bx + c = 0, где a0, b, ca \neq 0,\ b,\ c – некоторые числа.

ДИСКРИМИНАНТ:

Корни уравнения можно определить с помощью дискриминанта D=b24acD = b^{2} - 4ac по формулам:

[  x1=b+D 2a  x1=bD 2a   \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ \ x_{1} = \frac{- b + \sqrt{D}\ }{2a} \\ \ \\ \ x_{1} = \frac{- b - \sqrt{D}\ }{2a}\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\

- Если дискриминант больше нуля – уравнение имеет два корня.

- Если дискриминант равен нулю – уравнение имеет один корень.

- Если дискриминант меньше нуля – корней нет.

Пример №1:

x2=6x – 5x^{2} = 6x\ –\ 5

  • Способ 1:

1. Преобразуем уравнение к стандартному виду, перенеся все слагаемые в левую часть:

x2 – 6x +5=0x^{2}\ –\ 6x\ + 5 = 0

2. Определим дискриминант полученного уравнения:

D=62415=16=42D = 6^{2} - 4 \cdot 1 \cdot 5 = 16 = 4^{2}

3. С помощью дискриминанта найдем корни по формулам:

[  x1=6+4 2  x1=64 2   \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ \ x_{1} = \frac{6 + 4\ }{2} \\ \ \\ \ x_{1} = \frac{6 - 4\ }{2}\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\ [x1=5   x2=1 \left\lbrack \begin{matrix} x_{1} = 5 \\ {\text{\ \ \ }x}_{2} = 1 \\ \end{matrix} \right.\

Ответ: 5; 1.

СОКРАЩЁННЫЙ ДИСКРИМИНАНТ:

Существует второй способ решения квадратного уравнения. В случае, если коэффициент bb – четное число, запишем его как 2k2k. Квадратное уравнение примет следующий вид:

ax2+2kx+c=0ax^{2} + 2kx + c = 0, a0, k, c\ a \neq 0,\ k,\ c – некоторые числа.

Тогда вместо дискриминанта D будем использовать сокращённый дискриминант D4\frac{D}{4}, а формула его нахождения будет следующей:

D4=k2 – ac\frac{D}{4} = k^{2}\ –\ ac

Корни уравнения определим так же через сокращённый дискриминант:

[  x1=k+D4 a  x1=kD4 a   \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ \ x_{1} = \frac{- k + \sqrt{\frac{D}{4}}\ }{a} \\ \ \\ \ x_{1} = \frac{- k - \sqrt{\frac{D}{4}}\ }{a}\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\

  • Способ 2:

1. Преобразуем уравнение к стандартному виду, перенеся все слагаемые в левую часть:

x2 – 6x +5=0x^{2}\ –\ 6x\ + 5 = 0

2. Выделим коэффициент k:

x2 – 23x +5=0x^{2}\ –\ 2 \bullet 3x\ + 5 = 0

k=3k = 3

3. Определим сокращённый дискриминант полученного уравнения:

D4=3215=4=22\frac{D}{4} = 3^{2} - 1 \cdot 5 = 4 = 2^{2}

4. С помощью сокращённого дискриминанта найдем корни по формулам:

[  x1=3+2 1  x1=32 1   \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ \ x_{1} = \frac{3 + 2\ }{1} \\ \ \\ \ x_{1} = \frac{3 - 2\ }{1}\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\ [x1=5   x2=1 \left\lbrack \begin{matrix} x_{1} = 5 \\ {\text{\ \ \ }x}_{2} = 1 \\ \end{matrix} \right.\

Ответ: 5; 1.

Как мы видим, ответ остался прежним, но числа, используемые при вычислениях, стали меньше. Это значит, что при работе с большими коэффициентами решение через сокращённый дискриминант уменьшает вероятность вычислительной ошибки.

ТЕОРЕМА ВИЕТА:

В некоторых случаях (например, a=1a = 1) корни проще искать по теореме Виета, решая подбором систему уравнений:

{ x1x2=ca        x1+x2=ba   \left\{ \begin{matrix} \ \\ x_{1} \cdot x_{2} = \frac{c}{a}\ \\ \ \\ \text{\ \ \ \ \ \ x}_{1} + x_{2} = - \frac{b}{a}\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\

Важно, что теорему Виета можно использовать при любом ненулевом коэффициенте а, формула представлена в общем виде. Однако если a=1,a = 1, то чаще всего нужно работать с целыми числами, а не с дробными, что упрощает подбор.

Следствия из теоремы Виета:

Используя теорему Виета, можно увидеть взаимосвязь между коэффициентами b и c и знаками корней уравнения.

Коэффициент c показывает, будут ли одинаковыми знаки корней:

  1. Если c>0\ c > 0, то корни x1\ x_{1} и x2 x_{2}\ имеют одинаковый знак.

  2. Если коэффициент c<0c < 0, корни x1x_{1} и x2x_{2} будут разных знаков.

Коэффициент b показывает, какой именно знак у корней, если он один, либо какой корень положительный, а какой отрицательный, если знаки разные.

  1. Если x1+x2=b>0x_{1} + x_{2} = - b > 0 (т.е. сумма корней положительна), то возможны 2 варианта:

а) либо оба корня положительны;

б) либо модуль положительного корня больше модуля отрицательного.

  1. Если x1+x2= b<0\ x_{1} + x_{2} = - \ b < 0 (т.е. сумма корней отрицательна), то опять же есть 2 варианта:

а) либо все корни отрицательны;

б) либо модуль положительного корня меньше модуля отрицательного.

Пример №2:

x25x+6=0x^{2} - 5x + 6 = 0

1. Составим систему:

{  x1x2=6    x1+x2=5   \left\{ \begin{matrix} \ \\ \ x_{1} \cdot x_{2} = 6 \\ \ \\ \text{\ \ \ }x_{1} + x_{2} = 5\ \\ \ \\ \end{matrix} \right.\

Из следствий из т. Виета видим, что c>0c > 0, значит у корней одинаковые знаки.

Коэффициент b>0b > 0, значит оба корня положительные

2. Подберем x1,  x2x_{1},\ \ x_{2} так, чтобы оба равенства выполнялись.

Видим, что произведение больше нуля, значит, либо оба числа отрицательные, либо оба положительные. Сумма положительна, значит, оба положительные.

Произведение корней раскладываем всеми способами на множители:

6=23=166 = 2 \cdot 3 = 1 \cdot 6

Через сумму делаем проверку:

2+3=52 + 3 = 5

1+6=71 + 6 = 7

В данном случае подходят числа

x1=2,  x2=3x_{1} = 2,\ \ x_{2} = 3.

Ответ: 2; 3.

ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ:

  • Если a+b+c=0a + b + c = 0, то x1=1,  x2=cax_{1} = 1,\ \ x_{2} = \frac{c}{a}

Пример №3:

x2 +3x – 4=0x^{2}\ + 3x\ –\ 4 = 0

1. Сложим все коэффициенты уравнения, чтобы проверить, является ли это уравнение примером частного случая. Действительно, коэффициенты в сумме дают 0:

1+3 – 4=01 + 3\ –\ 4 = 0

2. Тогда по правилу: x1=1,  x2=cax_{1} = 1,\ \ x_{2} = \frac{c}{a} получаем:

[x1=1x2=41 = –4 \left\lbrack \frac{x_{1} = 1}{x_{2} = \frac{–4}{1}\ = \ –4} \right.\

Ответ: 1; -4.

  • Если a+c=ba + c = b, то x1= –1,  x2= – cax_{1} = \ –1,\ \ x_{2} = \ –\ \frac{c}{a}

Пример №4:

x2 +9x +8=0x^{2}\ + 9x\ + 8 = 0

1. Сложим коэффициенты a и c, чтобы проверить уравнение на соответствие второму частному случаю. Действительно a+c=ba + c = b:

1+8=91 + 8 = 9

2. Тогда по правилу: x1= –1,  x2= – cax_{1} = \ –1,\ \ x_{2} = \ –\ \frac{c}{a} получаем:

[x1= –1x2= – 81 = –8 \left\lbrack \frac{x_{1} = \ –1}{x_{2} = \ –\ \frac{8}{1}\ = \ –8} \right.\

Ответ: – 1; – 8.

НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Неполное квадратное уравнение вида

ax2+bx=0.ax^{2} + bx = 0.

Если отсутствует свободный член, то:

1.Раскладываем левую часть на множители:

x(ax+b)=0x(ax + b) = 0

2. Приравниваем каждый из множителей к нулю:

[  x=0ax+b=0  \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ \begin{matrix} \ \\ x = 0 \\ ax + b = 0 \\ \ \\ \end{matrix} \\ \end{matrix} \right.\

3. Решаем каждое из полученных уравнений, получаем:

[ x=0x=ba \left\lbrack \begin{matrix} \ \\ x = 0 \\ x = - \frac{b}{a} \\ \end{matrix} \right.\

Неполное квадратное уравнение вида

ax2+c=0.ax^{2} + c = 0.

Если отсутствует слагаемое с переменной в первой степени, то:

1.Делим левую и правую часть на коэффициент a0.a \neq 0.

x2+ca=0x^{2} + \frac{c}{a} = 0

2. Смотрим на знак слагаемого без переменной.

Если ca<0\frac{c}{a} < 0, то раскладываем по формуле разности квадратов, приравниваем каждую из скобок к нулю и решаем полученные уравнения.

Если ca=0\frac{c}{a} = 0, то получаем единственное решение x=0.x = 0.

Если ca>0\frac{c}{a} > 0, то решений нет.

Содержание