ПАРАМЕТР
Аналитические методы решения
Для решения задач с параметром необходимо уметь решать различные уравнения и неравенства.
Уравнения высших степеней
\(ax^{2} + bx + c = 0\) – квадратное уравнение, корни можно подобрать по теореме Виета
\(ax^{2} + bx + c = 0 \rightarrow \ \left\{ \begin{matrix} x_{1} + x_{2} = - \frac{b}{a} \\ x_{1} \bullet x_{2} = \frac{c}{a} \\ \end{matrix} \right.\ \)
\(ax^{3} + bx^{2} + cx + d = 0\) – уравнение третьей степени, корни можно подобрать по теореме Виета
\(ax^{3} + bx^{2} + cx + d = 0 \rightarrow \left\{ \begin{matrix} x_{1} + x_{2} + x_{3} = - \frac{b}{a} \\ x_{1}x_{2} + x_{2}x_{3} + x_{1}x_{3} = \frac{c}{a} \\ x_{1}x_{2}x_{3} = - \frac{d}{a} \\ \end{matrix} \right.\ \)
Для уравнений третьей степени корни являются делителями свободного коэффициента, поэтому решить уравнение можно подбором с последующим делением многочлена на многочлен.
Например:
\(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = 0\)
Найдем корень подбором. Делители 6: \(\pm 1; \pm 2; \pm 3; \pm 6\).
Подставляем делители:
\(4 \bullet 1^{3} - 19 \bullet 1^{2} + 19 \bullet 1 + 6 = 10 \neq 0\)
\(4 \bullet \left( - 1 \right)^{3} - 19 \bullet \left( - 1 \right)^{2} + 19 \bullet \left( - 1 \right) + 6 = - 36 \neq 0\)
\(4 \bullet 2^{3} - 19 \bullet 2^{2} + 19 \bullet 2 + 6 = 0\), значит 2 – корень.
Поделим \(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6\) на \((x - 2)\):
\(- \frac{4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6}{4x^{3} - 8x^{2}\text{\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ }}\) | \(x - 2\) |
---|---|
\(4x^{2} - 11x - 3\) | |
\(- \frac{- 11x^{2} + 19x + 6}{- 11x^{2} + 22x\ \ \ \ \ \ \ \ }\) | |
\(- \frac{- 3x + 6}{- 3x + 6}\) | |
\(0\) |
Таким образом, \(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = (x - 2)(4x^{2} - 11x - 3)\)
Разложим квадратное уравнение на множители:
\(4x^{2} - 11x - 3 = 0\)
\(D = 121 + 48 = 169\)
\(x_{1} = \frac{11 - 13}{8} = - \frac{1}{4}\) \(x_{2} = \frac{11 + 13}{8} = 3\)
Тогда: \(4x^{2} - 11x - 3 = 4\left( x + \frac{1}{4} \right)\left( x - 3 \right) = (4x + 1)(x - 3)\)
\(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = (x - 2)(x - 3)(4x + 1)\)
После того, как разложили на множители, корни сразу же видны:
\(x_{1} = - \frac{1}{4}\) \(x_{2} = 3\); \(x_{3} = 2\)
Алгебраические методы решения
Равносильные переходы:
Раскрытие модуля по определению
Возведение в квадрат иррациональных уравнений