Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
Математика

ПАРАМЕТР

Аналитические методы решения

Для решения задач с параметром необходимо уметь решать различные уравнения и неравенства.

Уравнения высших степеней

  1. \(ax^{2} + bx + c = 0\) – квадратное уравнение, корни можно подобрать по теореме Виета

\(ax^{2} + bx + c = 0 \rightarrow \ \left\{ \begin{matrix} x_{1} + x_{2} = - \frac{b}{a} \\ x_{1} \bullet x_{2} = \frac{c}{a} \\ \end{matrix} \right.\ \)

  1. \(ax^{3} + bx^{2} + cx + d = 0\) – уравнение третьей степени, корни можно подобрать по теореме Виета

\(ax^{3} + bx^{2} + cx + d = 0 \rightarrow \left\{ \begin{matrix} x_{1} + x_{2} + x_{3} = - \frac{b}{a} \\ x_{1}x_{2} + x_{2}x_{3} + x_{1}x_{3} = \frac{c}{a} \\ x_{1}x_{2}x_{3} = - \frac{d}{a} \\ \end{matrix} \right.\ \)

Для уравнений третьей степени корни являются делителями свободного коэффициента, поэтому решить уравнение можно подбором с последующим делением многочлена на многочлен.

Например:

\(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = 0\)

Найдем корень подбором. Делители 6: \(\pm 1; \pm 2; \pm 3; \pm 6\).

Подставляем делители:

\(4 \bullet 1^{3} - 19 \bullet 1^{2} + 19 \bullet 1 + 6 = 10 \neq 0\)

\(4 \bullet \left( - 1 \right)^{3} - 19 \bullet \left( - 1 \right)^{2} + 19 \bullet \left( - 1 \right) + 6 = - 36 \neq 0\)

\(4 \bullet 2^{3} - 19 \bullet 2^{2} + 19 \bullet 2 + 6 = 0\), значит 2 – корень.

Поделим \(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6\) на \((x - 2)\):

\(- \frac{4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6}{4x^{3} - 8x^{2}\text{\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ }}\) \(x - 2\)
\(4x^{2} - 11x - 3\)
\(- \frac{- 11x^{2} + 19x + 6}{- 11x^{2} + 22x\ \ \ \ \ \ \ \ }\)
\(- \frac{- 3x + 6}{- 3x + 6}\)
\(0\)

Таким образом, \(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = (x - 2)(4x^{2} - 11x - 3)\)

Разложим квадратное уравнение на множители:

\(4x^{2} - 11x - 3 = 0\)

\(D = 121 + 48 = 169\)

\(x_{1} = \frac{11 - 13}{8} = - \frac{1}{4}\) \(x_{2} = \frac{11 + 13}{8} = 3\)

Тогда: \(4x^{2} - 11x - 3 = 4\left( x + \frac{1}{4} \right)\left( x - 3 \right) = (4x + 1)(x - 3)\)

\(4x^{3} - 19x^{2} + 19x + 6 = (x - 2)(x - 3)(4x + 1)\)

После того, как разложили на множители, корни сразу же видны:

\(x_{1} = - \frac{1}{4}\) \(x_{2} = 3\); \(x_{3} = 2\)

Алгебраические методы решения

  1. Равносильные переходы:

  • Раскрытие модуля по определению

  • Возведение в квадрат иррациональных уравнений

Аналитические методы решения