(сравнение исторических процессов)
Задание 20 нацелено на проверку умения сравнивать исторические события, явления, процессы. За данное задание у выпускника есть возможность получить три первичных балла.
Критерии оценивания
Прежде всего, эксперту необходимо оценить корректность приведенного тезиса. Тезис должен представлять собой обобщенное оценочное суждение, которое можно обосновать фактами. Степень обобщенности тезиса может быть высокой, но она ограничена требованиями, указанными в критериях. Неверным является тезис, если «вместо тезиса приведено суждение типа: "различие в том, что сравниваемые объекты разные" / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера».
Стоит обратить внимание, что выпускник может указать в тезисе сразу два критерия и сравнить объекты по обоим, а это значительно упросит обоснование.
Кроме указания тезиса выпускник должен привести два обоснования. Для заданий на установление сходств/различий каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
Обратите внимание, что в качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «при Екатерине II дворяне получили множество новых прав и привилегий»). Все представленные в ответе обоснования должны быть проанализированы экспертом с точки зрения смыслового соответствия тезису. Эксперт должен убедиться, что каждое обоснование действительно, с использованием фактов, аргументирует приведенный выпускником тезис.