Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
История

Задания 13-14

(Работа с письменным историческим источником)

Вторую часть ЕГЭ по Истории открывает блок заданий на работу с письменным историческим источником. Выпускники должны продемонстрировать не только умение проводить атрибуцию текста, но и проводить поиск информации, представленной в явном виде. Суммарное количество первичных баллов за данный блок заданий – четыре балла (по два за каждое задание).

  • Задание 13 всегда проверяет фактические знания (прямая атрибуция текста), чаще всего в нём предлагается назвать автора текста, год описанных в нём событий, название органов власти или исторического периода, о котором идёт речь. Задание относится к повышенному уровню сложности.

  • Задание 14 предполагает поиск в источнике информации, данной в явном виде. Это значит, что выпускники могут использовать в своём ответе прямые цитаты из текста или же формулировать ответ самостоятельно, не искажая смысла текста. Задание относится к базовому уровню сложности.

Критерии оценивания

При оценивании заданий из блока по текстам, важно учитывать требуемую степень детализации ответа. В задании 13 это особенно важно при указании хронологических промежутков: месяц/год/десятилетие/столетие, а также понятий/явлений/процессов.

Если, например, ответ «революция 1905–1907 гг.» может быть признан правильным в тексте, посвящённом данному событию, то ответ на тот же вопрос «революция» (без указания годов или более полного названия революции) правильным не является.

Критерии оценивания задания 13 содержат следующее указание: «Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной». Данное указание означает, что, например, когда одним из элементов правильного ответа является название периода «перестройка», а выпускник записывает этот элемент в следующем виде: «“оттепель”, “застой”, “перестройка”», то указание этого элемента не принимается в качестве правильного ответа. Дело в том, что приведённый ответ выпускника, хотя и включает слово «перестройка», содержит избыточную информацию, которая, учитывая максимально конкретизированный характер задания, не позволяет принять этот ответ в качестве верного.

При оценивании 14-го задания важно обращать внимание на формулировки: цитаты или интерпретация сути своими словами (допустимы оба варианта). Следует отмечать избыточное цитирование, сверяясь с эталонным ответом, ведь оно ведёт к потере балла за задание.

Обратите внимание на то, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция просто не засчитывается выпускнику.

Неточностью может быть признано незначительное искажение исторических фактов, которое не влияет на общий смысл ответа. Например, неточностью является неправильное указание инициалов исторического деятеля при правильном указании фамилии, в том случае, если в истории не было значительных по масштабу деятельности исторических личностей с такой же фамилией. Например, неточность содержит ответ «Н.А. Косыгин», однако ответ «Ф.А. Милютин» будет неверным, так как не вполне понятно, кого из братьев Милютиных имел в виду выпускник

Задания 13-14 ЕГЭ