Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

9 класс
Биология

Виды экосистем

Как мы уже знаем, все экосистемы состоят из живых и неживых элементов, которые постоянно взаимодействуют.

Эффективность и полноценность этого взаимодействия обеспечивает устойчивость системы, поэтому выделяют устойчивые и неустойчивые экосистемы.

Критерии устойчивости экосистемы:

  • Большое разнообразие видов и большая численность особей внутри вида

  • Длинные и разветвленные цепи питания

  • Замкнутый круговорот веществ

  • Саморегуляция

Снижение количества особей одного вида влияет на численность других организмов.

Например, численность консументов 1 порядка определяется численностью продуцентов, которые служат им пищей. В случае если биоразнообразие мало, травоядные животные при снижении количества растения, которое они используют в качестве корма, не смогут найти ему альтернативу. Это может привести к их гибели. А это, в свою, очередь, повлияет на численность следующего элемента в цепи и так далее. Поэтому длинные и разветвленные пищевые цепи и сети являются признаком устойчивой системы.

Примерами устойчивых экосистем являются экосистемы луга, дубравы, смешанные леса.

К неустойчивым экосистемам относят агроценозы.

Агроценоз искусственная, созданная человеком экосистема.

Например, пшеничное поле, вишневый сад.

Основные признаки и характеристики агроценоза:

  • Не способен существовать без участия человека

  • Помимо солнечной энергии использует дополнительные виды энергии (человек вносит удобрения и специфическим образом обрабатывает посевы)

  • Преобладает монокультура (один вид растения)

  • Короткие пищевые цепи

  • Может быть незамкнутый круговорот веществ

  • Не способен к саморегуляции

  • Часто имеет более высокую продуктивность (урожайность) по сравнению с естественной экосистемой

Прочитайте тему “Сукцессия” и переходите к тестированию.