Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
Обществознание

Социальные группы

Социальная общность — это объединение людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая коллективным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

  • Сходство условий жизнедеятельности.

  • Общность потребностей.

  • Наличие совместной деятельности.

  • Формирование собственной культуры.

  • Социальная идентификация членов общности, причисление к себя к этой общности.

Формы и виды социальных общностей

Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

  • по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

  • по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos — народ, нация);

  • по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд). Их называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

Виды социальных общностей:

  • Классовые общности и слои.

  • Исторические формы общности.

  • Социально-демографические общности.

  • Корпоративные общности.

  • Этнические и территориальные общности.

  • Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом всё множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальная группа — это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Типы групп:

  • Условная группа ― объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии, социологии или других наук и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

Пример: Россияне.

  • Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса, и существует на основе личных интересов ее участников.

Пример: поэтический кружок.

  • Формальная группа ― социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

Пример: сотрудники школы.

  • Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Например: работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Высшее руководство в таком случае как раз является референтной группой.

  • Малая группа ― небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

(семья)

  • Большая группа ― совокупность людей, существующая в масштабах общества, страны: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности нация, народность, племя, возрастные группы ,молодежь, пенсионер и др.

Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней.

  • Профессиональная группа ― объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.

Пример: группа водителей автобусов.

Воздействие группы на человека

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Позитивное

  • Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.

  • В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения.

  • От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя.

  • Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Негативное

  • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм.

  • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались.

  • Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.