Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
Обществознание

Социальный конфликт

Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

В основе конфликта лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Структура социального конфликта

Социальный конфликт состоит из трёх элементов:

  • объект конфликта (причина конфликта)

  • субъекты конфликта (их может быть два и более — это участники конфликта)

  • инцидент (повод для начала конфликта)

Например, забастовка рабочих по причине уменьшения заработной платы.

  1. Объектом будет являться возможность, угроза уменьшения заработной платы.

  2. Субъектами являются рабочие и работодатель, который решил сократить выплаты.

  3. Инцидентом может послужить фактические выплаты заработной платы, которые будут меньше, чем рабочие ожидали.

Классификация социальных конфликтов

  1. По количеству участников конфликта: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.

  2. По направленности конфликта: горизонтальные (между людьми одного уровня), вертикальные (работник против начальства), смешанные.

  3. По функции социального конфликта: деструктивные, конструктивные.

  4. По длительности протекания: кратковременные, затяжные.

  5. По средствам разрешения: мирные или ненасильственные, вооруженные или насильственные.

  6. По содержанию проблемы: экономические, политические, производственные, бытовые, духовно-нравственные и т. д.

  7. По характеру развития: спонтанные (непреднамеренные), преднамеренные (заранее спланированные).

  8. По объёму: глобальные, региональные, локальные, групповые, личные.

Способы разрешения социального конфликта:

  1. Избегание конфликта (обе стороны готовы уступить, чаще происходит в ситуациях, когда предмет конфликта не имеет большого значения для сторон)

  2. Переговоры (стороны ориентируются не только на свои интересы, но и на интересы противоположной стороны, они заинтересованы в разрешении спора)

  3. Использование посредников (стороны привлекают независимое лицо, которое помогает им найти выход из спора)

  4. Компромисс (взаимные уступки)

  5. Откладывание конфликта (временный уход от конфликта, и это время стороны могут направить на анализ ситуации и выработку дальнейших шагов)

  6. Судебное разбирательство