Государство, его функции
I. Государство
Определений понятия «государство» множество. Ниже представлены два равнозначных определения:
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Существуют разные подходы к объяснению того, как возникло государство. Такое разнообразие обусловлено культурным многообразием разных регионов в мире и особенностями общественного развития. Ниже представлены наиболее популярные теории происхождения государства.
Основные теории происхождения государства:
-
Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле.
-
Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство как продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов.
-
Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.
-
Договорная (естественно-научная) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) — государство как продукт договора между людьми о защите их естественных прав.
-
Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Любое государство имеет признаки, то есть такие свойства, по которым мы можем определить, что определенное общественное образование может носить статус государства.
Признаки государства:
1. Территориальная организация власти (включает государственную границу и понятие гражданства как принадлежность людей к тому или иному государству);
2. Публичный характер власти (все ее решения претворяются в жизнь, все действия опубликованы, донесены до граждан);
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях);
4. Принудительность власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений);
5. Исключительное право на законотворчество, создание нормативно-правовой базы;
6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию (выпуск) денег;
7. Обязательность членства в государстве;
8. Государство — собственник ресурсов и средств производства;
9. Наличие государственной символики (герб, гимн, флаг).
Функции государства делятся на две группы:
-
Внутренние функции:
-
Политические (государство является главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов);
-
Экономические (государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике);
-
Социальные (осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры);
-
Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей и др.);
-
-
Внешние функции:
-
Участие в разрешении глобальных проблем;
-
Обеспечение социальной безопасности;
-
Развитие взаимовыгодного сотрудничества;
-
Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
-
II. Формы государства (основные признаки, отличительные черты).
Понятие «форма государства» определяет внутреннюю организацию власти и состоит из трех компонентов: форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим. Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Форма правления бывает двух видов:
-
Монархия:
-
Абсолютная
-
Дуалистическая
-
Парламентская
-
Республика:
-
Президентская
-
Смешанная
-
Парламентская
Выделяют три формы государственно-территориального устройства:
-
Унитарная:
-
Однонациональная
-
Многонациональная
-
Федеративная:
-
Территориальная
-
Национальная
-
Конфедеративная
Виды политических режимов:
-
Демократический
-
Недемократический:
-
Авторитарный
-
Тоталитарный
Рассмотрим более подробно основные признаки, отличительные черты по каждому элементу формы государства
Виды монархий и их признаки
Абсолютная.
Законодательная и исполнительная власть принадлежит монарху, он назначает главу правительства, которое отвечает перед монархом в своей работе. В абсолютной монархии не существует парламента, власть ничем не ограничена, указ монарха имеет силу закона.
Дуалистическая.
Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная поделена между ним и парламентом. Главу правительства назначает монарх и этот орган несет ответственность перед монархом. Глава государства имеет абсолютное вето на решения парламента и имеет право его распустить. Чрезвычайно-указное законодательство монарх осуществляет только в период между сессиями парламента.
Парламентская (конституционная).
Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (фактически, а формально монарху). Главу правительства назначает монарх, но с учетом парламентских выборов, и правительство отвечает перед парламентом. Монарх имеет право распустить парламент по рекомендации правительства. Право вето на решения парламента у монарха есть, но оно не используется.
Виды республик и их признаки
Президентская республика
Президент избирается всенародным голосованием, формирует правительство при определенном парламентском контроле, не имеет права роспуска парламента, является главой государства и глава исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. В президентской республике отсутствует пост премьер-министра.
Полупрезиденсткая (смешанная)
Президент избирается всенародным голосованием, он формирует правительство из лидеров победившей на выборах в парламент партии, имеет право роспуска парламента, является главой государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти поделены между президентом и правительством. Правительство несет двойную ответственность: перед парламентом и частично перед президентом. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Существует пост премьер-министра.
Парламентская
Президент избирается на заседании парламента, имеет право роспуска парламента. Президентские полномочия номинальны - любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии и отвечает перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. Существует пост премьер-министра.
Формы государственно-территориального устройства
-
Унитарное государство.
Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Конституционные решения принимаются высшими органами власти.
-
Федерация.
Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Конституционные решения принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения – с участием субъектов федерации.
-
Конфедерация.
Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии. Конституционные решения принимаются высшими органами власти государств — участников.
Виды политических режимов и их признаки
-
Демократический.
-
Формы — непосредственная и представительная демократия;
-
Опора на большинство населения, сознательно поддерживающая ценности режима;
-
Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей;
-
Многопартийность;
-
Оппозиция действует легально;
-
Правовой принцип — разрешено все, что не запрещено законом;
-
Большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан;
-
Смешанная экономика, доминирует частный сектор, государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер;
-
Политический плюрализм;
-
Карательные органы строго подчиняются закону.
-
Тоталитарный
-
Формы — итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм;
-
Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения;
-
«Всеобщее государство», осуществляющее полный контроль всех сторон частной и общественной жизни;
-
Господство одной партии;
-
Оппозиция отрицается;
-
Правовой принцип — запрещено все, что не разрешено законом;
-
Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;
-
Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью, жесткая производственная дисциплина;
-
Существует единственная обязательная официальная идеология;
-
Карательные органы пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.
-
Авторитарный
-
Формы — от буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили;
-
Опора на традиционные социальные институты — бюрократия, армию, церковь;
-
Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни;
-
Деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками;
-
Правящая партия огосударствленна;
-
Правовой принцип — всё, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью;
-
Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере, закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности;
-
Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;
-
Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;
-
Карательные органы — важный элемент государственного аппарата.
В заключении отметим характерные черты государства, как важнейшего политического института:
-
Самая массовая политическая организация, так как включает всех членов общества. Любой человек участвует в жизни государства как политической организации.
-
Является собственником ресурсов и средств производства.
-
Государство — не только политическое образование. Государство устанавливает технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.
-
Располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
-
Имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением законов, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
-
Обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью как внутри страны, так и за ее пределами.

Содержание