Рынок и рыночный механизм
Рынок и рыночный механизм
Рынок является самостоятельно функционирующей системой экономических отношений, которая имеет свои инструменты и механизм функционирования и строится на трех принципах:
-
Нерегулируемость спроса заключается в том, что потребители сами решают, что, где и сколько покупать исходя из своих предпочтений и имеющегося предложения. Совокупность решений всех потребителей формирует спрос естественным (рыночным) путем, а повлиять на спрос «искусственно» практически невозможно.
-
Нерегулируемость предложения заключается в том, что производители сами решают, что, как и для кого производить, отталкиваясь от своих интересов и предпочтений потребителей, т. к. в рыночной экономике действует полная экономическая свобода.
-
Нерегулируемость цены заключается в том, что цена устанавливается как результат взаимодействия двух нерегулируемых показателей — спроса и предложения.
На рынке действуют три субъекта рынка:
Рынок выполняет ряд важных функций в экономике:
-
Посредническая: рынок позволяет «встретиться» продавцам и покупателям и произвести обмен.
-
Ценообразование: при взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная цена — та цена, по которой будет продаваться товар на рынке.
-
Санирующая (оздоравливающая): рынок вынуждает закрываться и уходить с рынка неэффективные предприятия, которые не смогли подстроиться под рыночные отношения и спрос покупателей. В результате действия этой функции происходит банкротство и выход с рынка неэффективных и нерентабельных производителей.
-
Регулирующая: рынок перераспределяет капитал и обеспечивает его перетекание из менее выгодных и рентабельных отраслей в более выгодные и рентабельные.
-
Информационная: рынок предоставляет производителям информацию о желаниях потребителей и количестве товара, на который предъявляется спрос. Рынок представляет информацию потребителям о видах товаров, которые есть на рынке, их качестве и производителях, которые производят этот товар.
-
Стимулирующая: стимулирование производителей к совершенствованию технологий и улучшению качества продукции.
Рынок имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, поэтому выделяются позитивные и негативные черты рынка:
Позитивные черты:
-
Эффективное распределение ресурсов (направляет ресурсы в наиболее эффективные отрасли)
-
Эффективное производство (стимулирует к минимизации издержек и максимизации производительности труда)
-
Стимулирование научно-технического прогресса (для совершенствования продукции и минимизации издержек)
-
Направление всех ресурсов и деятельности на удовлетворение потребностей человека
-
Адаптивность к общественным изменениям (рынок способен реагировать на изменения и подстраиваться к ним)
-
Формирование широкого выбора для потребителя
-
Саморегулируемость
Негативные черты:
-
Не решает такие проблемы как безработица, инфляция, а создает их (безработица и инфляция — последствия саморегулируемости рынка)
-
Не решает вопросов производства общественных благ (т. к. это нерентабельные отрасли, а значит, рынок их игнорирует, но они необходимы для общества)
-
Порождает социальное неравенство (в рыночных отношениях не может быть равенства, всегда есть более богатые и успешные. Более того, существуют категории населения, которые нуждаются в поддержке. Рынок их игнорирует)
-
Создает тенденции монополизации рынка (сильнейшие начинают вытеснять слабых, и так, пока не останется одна «сильнейшая» фирма)
-
Не минимизирует общественные издержки (рынок игнорирует воздействие производства на общество, экологию и другие сферы)
-
Способствует циклическому развитию экономики, при котором неизбежны экономические кризисы
Из-за того, что рынок имеет ряд серьезных недостатков и в полной мере не способен удовлетворять потребности общества, в рыночные отношения вмешивается государство. Оно берет на себя обязанности по минимизации негативных черт рынка: охраняет конкуренцию, производит общественные блага, обеспечивает социальную поддержку нуждающимся слоям населения (перераспределяет доходы), создает систему минимизации общественных издержек, охраняет экологию, борется с безработицей и высокой инфляцией. Таким образом, возникает смешанная экономика.
Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция.
Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.
Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.
Преимущества конкуренции:
-
Стимулирует производителей снижать издержки (чтобы иметь возможность более дешево продавать товар)
-
Стимулирует повышать качество продукции (чтобы увеличить его привлекательность для покупателя)
-
Увеличение ассортимента предлагаемого товара
-
Снижение стимулов завышения цен (покупатели начнут отказываться от товара в пользу конкурента)
-
Максимальная гибкость производителей к изменениям предпочтений потребителей
-
Стимулирование внедрения новых технологий (улучшает качество и снижает издержки)
Недостатки конкуренции:
-
Нерациональная эксплуатация ресурсов
-
Некоторые социально-значимые производства не способны к конкурентной борьбе
-
Исключительно коммерческий характер
-
Возникновение стимулов к недобросовестной конкуренции
-
Значительные затраты на рекламу
Рассмотрим классификацию конкуренции:
В зависимости от методов конкурентной борьбы, выделяют следующие виды конкуренции:
-
Ценовая конкуренция: снижение цены на товар с целью привлечения покупателей.
-
Неценовая конкуренция: методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама.
В зависимости от методов конкурентной борьбы, выделяют также виды конкуренции:
*Демпинг — политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержек производства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупные компании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелких производителей.
Основной классификацией является выделение видов конкурентных рынков:
-
Совершенная конкуренция
-
Монополистическая конкуренция
-
Олигополия
-
Монополия
Основанием для классификации выступают следующие признаки:
-
Количество продавцов
-
Тип товара*
-
Контроль над ценой
-
Вход на рынок
-
Способы конкуренции
Для совершенной конкуренции характерно:
-
Большое количество продавцов
-
Однородный тип товара
-
Контроль над ценой отсутствует
-
Вход на рынок свободный
-
Ценовая конкуренция
Для монополистической конкуренции характерно:
-
Большое количество продавцов
-
Дифференцированный тип товара
-
Контроль над ценой незначительный
-
Вход на рынок свободный
-
Ценовая и неценовая конкуренция
Для олигополии характерно:
-
Несколько продавцов (3-5)
-
Дифференцированный/однородный тип товара
-
Сильный контроль над ценой
-
Вход на рынок затруднен
-
Ценовая и неценовая конкуренция
Для монополии характерно:
-
Один продавец
-
Уникальный тип товара
-
Полный контроль над ценой
-
Вход на рынок невозможен
-
Конкуренция отсутствует
*Однородный товар — полностью идентичные товары.
*Дифференцированный товар — товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия.
*Уникальный товар — товар, не имеющий аналогов.
*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако, существуют рынки, приближенные к совершенной конкуренции — это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютная и фондовая биржи.
Наряду с монополией выделяют монопсонию:
Также в Обществознании выделяются виды монополий:
Искусственная — монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятие вытесняет с рынка всех конкурентов) – именно такой тип монополии запрещен законом.
Естественная — ситуация, при которой производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и более фирм будет обеспечивать неэффективное производство, а значит, не будет нести пользы обществу).
Государственная — монополия, охраняемая государством, при которой вход на рынок запрещен законом.
Основа функционирования рынка — правильная работа рыночного механизма, построенного на спросе и предложении.

Содержание