Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

9 класс
Обществознание

Личность. Особенности подросткового возраста

В обществознании существует 3 термина, каждый из которых со своей стороны описывает человека — это индивид, индивидуальность и личность.

Индивид - конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли потребностей, интересов и т. д.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее его исключительность, многосторонность и др.

Личность - индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся только в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации.

Агенты социализации – разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации:

  • родители;

  • близкие и дальние родственники;

  • друзья;

  • учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации

  • средства массовой информации (СМИ);

  • образовательные учреждения;

  • производственные предприятия;

  • церковь;

  • армия и т. д.

Особенности подросткового возраста

Подростковый (средний школьный) возраст от 12 до 15 лет.

Особенности подросткового возраста:

  1. Активация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие, что приводит к трудностям функционирования внутренних органов;

  2. Промежуточное положение между детством и взрослостью. Осуществляется переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

  3. Переориентация общения с родителей и учеников на сверстников;

  4. Склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей -> подражательность;

  5. Стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа и др.