Двоеточие и тире

Двоеточие и тире

Тире и двоеточие при обобщающем слове

Обобщающее слово – это слово/сочетание слов, которое является общим обозначением для однородных членов предложения.

Пример: Все пугает выпускников: поступление, выбор вуза, сдача экзаменов.

Схемы постановки знаков:

Обобщ.слово : очп, очп, очп.

Очп, очп, очп – обобщ.слово.

Обобщ слово: очп, очп, очп – …

Тире между подлежащим и сказуемым

Ставится:

  1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным, местоимением или числительным в И.п.

Казань - старый город.

  1. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное или числительное в И.п.

Уметь слушать - главное для психолога.

  1. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом

Ночь - хоть глаз выколи!

Не ставится:

  1. Есть глагольная связка между подлежащим и сказуемым (есть/был и т.п.)

Это открытие есть самое важное, до чего додумались ученые.

  1. Если перед сказуемым стоит НЕ

Делать домашнее задание не проблема.

  1. При сказуемом есть сравнительный союз

Глаза будто океан.

  1. Между подлежащим и сказуемым существительным есть вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица

Казань, кстати, старый город.

  1. Во фразеологизмах

Дело труба (= все плохо)

  1. После личных местоимений

Мы соседи.

Двоеточие и тире в БСП

: 

Максим опоздал на занятие: его автобус сломался.

X: причина X 

ПОТОМУ ЧТО

Пора готовиться ко дню рождения: купить торт, подобрать музыку, выбрать место. 

X: уточнение/пояснение X 

А ИМЕННО/ТО ЕСТЬ

Результаты экзаменов показали: выпускники отлично знают правила пунктуации. 

X: дополнение X 

ЧТО/УВИДЕЛ, УСЛЫШАЛ, ПОНЯЛ, ЧТО…

Обернулся и закричал - только эхо в ответ.

X – противопоставление X 

А/НО

Наступит осень - будем собирать листву. 

Значение времени/условия X – X 

КОГДА/ЕСЛИ

Я много рисую – могу очень быстро создать чей-нибудь портрет.

X – значение результата X 

ТАК ЧТО/ПОЭТОМУ

Прозвенел звонок – все выбежали из класса.

X – итог X 

И/СРАЗУ/ВНЕЗАПНО/ВДРУГ

play
Урок пройден! Продолжай изучать предмет дальше -> там интересно :)
Орфография
Правописание гласных в корнях с чередованиемПравописание корней - задание 9 ЕГЭПравописание Н и НН - задание 15 ЕГЭПравописание Н и НН в отыменных прилагательныхПравописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательныхПравописание НЕ - задание 13 ЕГЭПравописание НЕ с различными частями речиПравописание окончаний глаголов и суффиксов причастий - задание 12 ЕГЭПравописание приставок - задание 10 ЕГЭПравописание приставок (ПРЕ/ПРИ)Правописание приставок. (Неизменяемые, на З/С, И/Ы после приставок)Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнеПравописание суффиксов - задание 11 ЕГЭПравописание суффиксов прилагательных (ИВ/ЕВ, ЛИВ/ЧИВ, СК/К) и глаголов (ОВА/ЕВА/ИВА/ЫВА и ВА)Правописание суффиксов причастийПравописание суффиксов существительных (ИК/ЕК, ИЦ/ЕЦ, ИЧК/ЕЧК, ИНК/ЕНК)Слитное/дефисное/раздельное - задание 14 ЕГЭСлитное/дефисное/раздельное написание словСпряжения глаголов. Правописание личных окончаний глаголов

Содержание