Текст - средства связи
Научный текст – средства связи
| СОЮЗ – служебная часть речи, которая служит для того, чтобы соединять части сложного предложения или целые предложения между собой в тексте. |
| ЧАСТИЦА – служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков смысла слова и употребляется для образования новых форм самостоятельных слов. |
| Разряды частиц: | Примеры |
|---|---|
| отрицательные | не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет |
| вопросительные: | неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как |
| указательные | вот, вон, это |
| уточняющие | именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь |
| ограничительно-выделительные | только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего |
| восклицательные | что за, ну и, как, куда как |
| усилительные | даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё |
| со значением сомнения | едва ли; вряд ли |
| МЕСТОИМЕНИЕ – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы или их признаки, но не называет их. |
| Разряды местоимений: | Примеры: |
|---|---|
| Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.) |
| Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету. |
| Указательные | это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д. |
| Возвратное | себя |
| Вопросительные | кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д. |
| Относительные | (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях) |
| Определительные | сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д. |
| Неопределенные | некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь. |
| Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. |
| ЛОВУШКА! Отличай притяжательные местоимения ЕЁ/ЕГО/ИХ от личных местоимений (в Родительном падеже): ОН (его)/ОНА (её)/ ОНИ (их). |
| ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов. |
| НАРЕЧИЕ – неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия/ признак признака/ признак предмета. |
| Разряды наречий | Примеры |
|---|---|
| По функции: | |
| Знаменательные | называют признаки действий или других признаков (громко, далеко, по-летнему) |
| Местоименные | там, так, тогда |
| По значению: | |
| образа действия (как, каким образом?) | так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем |
| меры и степени (сколько, в какой степени?) | очень, чересчур, втрое, вдоволь, чуть-чуть, немного |
| места (где, куда, откуда?) | вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то |
| времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) | сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда |
| причины (почему?) | потому, сгоряча, поневоле |
| цели (зачем, с какой целью) | назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально |
| ВВОДНЫЕ СЛОВА – конструкции, не связанные с членами предложения |
| Группы вводных слов по значению: | Примеры |
|---|---|
| 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д) | К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. |
| 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) | Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. |
| 3. Связь мыслей, последовательность изложения | Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. |
| 4. Источник сообщения | По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. |
| 5. Приемы и способы оформления мыслей | Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. |
| 6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание | Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. |
| 7. Оценка меры того, о чем говорится | По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. |
| 8. Степень обычности сообщаемого | По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. |
| 9. Выражение экспрессивности высказывания | Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. |

Урок пройден! Продолжай изучать предмет дальше -> там интересно :)
Наши социальные сети
Подписывайся!
Экономь время
на подготовке в ТГ
Забирай полезные чек-листы, памятки и лайфхаки
Подписаться →

Изучай новое
без усилий в ВК
Смотри полезные видео и вебинары, где объясняем сложное простым языком
Подписаться →

Забирай полезное в Максимум БЛОГЕ
Узнай первым лайфхаки по решению заданий предстоящего экзамена
Подписаться →

Содержание
