Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
Русский язык

Средства художественной выразительности

Для работы с заданием ЕГЭ по этой теме необходимо уметь работать со следующими терминами:

ТРОПЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИЁМЫ

Эпитет

Метафора

Сравнение

Метонимия

Ирония

Гипербола

Олицетворение

Синекдоха

Литота

Антитеза

Перифраза/перифраз

Синонимы

Антонимы

Профессионализмы

Термины

Историзмы

Архаизмы

Неологизмы

Фразеологизмы

Книжная лексика

Разговорная лексика

Просторечная лексика

Эмоционально-оценочная лексика

Жаргонизмы

Диалектизмы

Сравнительный оборот

Риторический вопрос

Вводные слова

Обращения

Бессоюзие

Многосоюзие

Композиционный стык

Ряды однородных членов

Односоставные предложения

Восклицательные предложения

Неполные предложения

Обособленные члены предложения (ПО и ДО)

Парцелляция

Лексический повтор

Градация

Анафора

Эпифора

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Антитеза

Цитирование

Вопросно-ответная форма изложения

Риторическое обращени

Для того чтобы вы умели видеть то или иное средство выразительности в тексте, необходимо знать определение и примеры. Также важно знать, что относится к тропам, что к лексике, а что к синтаксису.

Тропы

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Метафора — речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.

Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи).

"(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".

Метонимия — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков. «Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...)»
Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». 
Гипербола (преувеличение) — образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т. п.

...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

…В сто сорок солнц закат пылал…

Олицетворение — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!).

Убитый немцами вечер…

Скрипка немножко нервно пела…

Лес ласково шептал…

Синекдоха — стилистический приём — название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот.

«Всё спит — и человек, и зверь, и птица.»

«Германия избежала поражения в матче с Австралией.»

Литота — художественное преуменьшение. Она на своих крошечных хрупких плечах вытянула всю семью.
Эпитет — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.

Кроткий лик (С. Есенин);

Эти бедные селенья, эта скудная природа… (Ф. Тютчев);

Прозрачная дева (А. Блок).

Аллегория — иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Общеизвестные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь, голубь — мир, заяц — трусость, лиса — хитрость.
Перифраз(а) (описательное выражение) — стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением.

Лев ― царь зверей.

Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Питер — город на Неве.

Сравнение — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"

Змеёй тревога в сердце закралась.

Лексические средства

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИМЕРЫ
Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.
Синонимы ― это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные друг другу по значению. И не друг, и не враг, а так…
Паронимы ― однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Отпечатки и опечатки, безответный и безответственный.

Диалектизмы — слова, характерные только для людей, живущих в определенной местности.

Диалекты ― это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности.

Кутята ― щенки, гутарить ― разговаривать, балка ― овраг.
Профессионализмы — слова, характерные только для людей, работающих в одной профессиональной сфере. Дефибриллятор, абсцисса, просадка и т. д.
Жаргонизмы ― слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Предки ― родители, гнать — говорить неправду и т. д.
Архаизмы — старые названия предметов, существующих до сих пор.

Давеча — недавно;

Десни́ца — правая рука;

Длань — ладонь;

Ежели — если («ежели вы вежливы»);

Живо́т — в значении «жизнь».

Историзмы ― слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений.

Тиун ― должностное лицо в древней Руси;

Гривна ― денежная единица Киевской Руси;

Лакей ― человек, служивший в богатых домах.

Неологизмы — новые слова в русском языке. Репост, тачскрин, вебинар и т. д.
Заимствованные слова

Бизнес — business;

Дилер — dealer — торговец;

Инсайдер — insider— человек, имеющий доступ к конфиденциальной информации;

Маркетинг — marketing;

Менеджер — manager (manage = руководить, управлять).

Разговорная лексика ― это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи Газировка (газированная вода), жвачка (жевательная резинка).
Просторечные слова ― слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).
Книжная лексика ― слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Я вас обязан известить, что не дошло до адресата. 
Термины ― слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т. д.
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.
Сравнительный оборот — сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Есть слова, что жгут, как пламя.

Синтаксические средства

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИМЕРЫ
Риторический вопрос — не требующий ответа в силу очевидности. “А судьи кто?”
Композиционный стык — повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. «На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты...»
Восклицательные предложения Как хорошо! Как прекрасно жить на свете!
Ряд однородных членов Там были синие, бирюзовые, алые, желтые, изумрудные камушки.
Сравнительный оборот — сопоставление с помощью союзов “как”, “словно”, “будто” и т. д. Анчар, как грозный часовой...
Вводные слова

К счастью, мы дома.

Так, можно сделать вывод...

Обращения Маша, купи слона.
Бессоюзие Пришел, увидел, победил.
Многосоюзие И земля, и огонь, и любая река, и гора...
Обособленные члены предложения — ПО и ДО создают разнообразие конструкций в тексте. Мальчик, читающий книги, любит фантазировать.
Односоставные предложения Вечер. Тишина. На улице темнеет.
Неполные предложения

День в темную ночь влюблен,

Жизнь — в смерть... А ты?... Ты в меня!

Приёмы

ПРИЁМЫ ПРИМЕРЫ
Анафора — повторение одних и тех слов или синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда.

«Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.»

Эпифора — повторение одних и тех слов или синтаксических конструкций в конце каждого параллельного ряда.

«Фестончики, все фестончики:

пелеринка из фестончиков,

на рукавах фестончики,

эполетцы из фестончиков,

внизу фестончики,

везде фестончики».

Градация — ряд однородных слов или выражений последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость. «Не жалею, не зову, не плачу.»
Парцелляция — намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»
Инверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении. «Пойду поделаю задание домашнее я.»
Вопросно-ответная форма изложения

— И сколько это будет продолжаться?

— Жди. Просто жди.

Синтаксический параллелизм — однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности. «Уметь говорить — искусство. Уметь слушать — культура.»
Лексический повтор — повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. «В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Вместе с соснами всё время тихонько шумели ели.»
Антитеза (противопоставление) — резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различные меж собой.

Риторическое обращение — условное обращение к кому-либо в рамках монолога. “Мой город! Как тебя изуродовали!”

Средства выразительности