В течение десятилетия СССР совершил стремительный скачок в своём развитии: по темпам роста производства и ВВП он находился на первом месте в мире, были построены тысячи новых предприятий, миллионы людей переехали в собственные квартиры, втрое вырос уровень жизни населения. Численность населения выросла почти на 40 млн человек, и впервые число жителей города превысило села.
Значительными были достижения советской науки и техники: советские космонавты начали покорять космос, были созданы предпосылки для реализации многих идей.
Всё это позволяет сказать, что 1950-е годы – это время не только западногерманского и японского, но и советского «экономического чуда». В советском случае ключевую роль сыграл «человеческий фактор»: формирование совершенно иной, чем прежде, общественной атмосферы, использование (хотя и в ограниченном объёме) материальных стимулов к труду.
Вместе с тем темпы сельскохозяйственного роста оставались низкими, не все хрущёвские реформы в этой сфере удались – всё это замедляло рост национального дохода в целом и требовало закупки продовольствия за рубежом.
В годы Брежнева наступил «золотой век» для партийно-государственной номенклатуры: была выдвинута идея «стабильности кадров», главным критерием в назначении на должность была личная лояльность кандидата в чиновники. Такая стабильность вела к консервации и застаиванию режима.
Начало брежневской эпохи показало стремление руководства вернуться к привычным методам управления. Так, были упразднены совнархозы (введённые при Хрущёве) и восстановлены отраслевые министерства (как было при Сталине). Число министерств всё росло – к середине 1980-х существовало более ста министерств союзного уровня, в которых работало немало чиновников, что требовало больших затрат. Отсутствие сменяемости кадров привело к их «застареванию», к началу восьмидесятых средний возраст представителя высшего руководства составил более 70 лет.
Усилился контроль партии и государства за всеми сферами жизни общества (фактически возрождение сталинизма).
Отмена сменяемости (ротации) партийной номенклатуры, что способствовало в итоге появлению «геронтократии» (власть старцев).
Возрождена система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры.
Усиление нападок на критику И. В. Сталина и сталинизма.
Кампания в прессе по возвеличиванию Л. И. Брежнева (неосталинизм).
Преследование инакомыслящих (более мягкими методами, чем при И. В. Сталине).
В это время возрастает роль армейских генералов и армии как таковой, а также органов госбезопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось в несколько раз финансирование оборонных программ.
С 1967 года руководителем КГБ становится секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, который начал уделять особое внимание борьбе с инакомыслием. По его предложению создается пятое управление КГБ, цель которого – борьба с диссидентством.
Сотрудники пятого управления внедрялись в общественные и государственные организации, должны были наблюдать, прослушивать телефонные звонки попавших под подозрение лиц, подсматривать и подслушивать в поисках информации.
Диссидентов не расстреливали и не отправляли в лагеря, их лечили в специализированных психиатрических лечебницам («ведь только сумасшедший человек может быть недоволен советским строем»). Органы госбезопасности контролировали даже научные дискуссии в университетах, ведь в них тоже могла содержаться крамола.
Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования приобрели более изощренный характер.
Ю.А. Андропов
Закреплено понятие развитого социализма («Конституция развитого социализма»).
Объявлено о построении общенародного государства.
В Конституции было закреплено руководящее положение коммунистической партии (статья 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»).
Усиление экономической и политической роли союзного центра и ущемление прав республик.
Расширены права общественных организаций в политической жизни (разумеется, только формально).
Введены принципы межгосударственного общения (в основе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе «Хельсинки-75»).
Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Так, именно в этой конституции впервые появились международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.
Главной особенностью политического развития СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. стала консервация политического режима, усиление господства партийного аппарата, наметившийся кризис официальной идеологии.