Формулировки задания:
1) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм/ метафора/ олицетворение/ эпитет/ сравнение/ сравнительный оборот.
2) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении NN.
Первая формулировка встречается гораздо чаще второй. В ней предлагается найти среди предложений тот вариант, в котором использовано определённое средство выразительности.
Вторая формулировка же представляет собой обратное задание: дано предложение и вам необходимо определить, какое средство выразительности в нём использовано. Во всём этом вам поможет только одно – знание этих самых средств.
Алгоритм решения задания (1-я формулировка)
Читаем задание и подчёркиваем, какое средство художественной выразительности необходимо найти.
Вспоминаем, что представляет собой данный термин.
Читаем варианты ответов и ищем необходимое нам средство выразительности.
Элиминируя неподходящие варианты, приходим к верному ответу.
Алгоритм решения задания (2-я формулировка)
Читаем варианты ответов и вспоминаем, что значит каждый из терминов.
Вспоминаем, чем могут быть выражены в предложении данные средства художественной выразительности.
Читаем само предложение и ищем в нём признаки всех 4-х вариантов.
Для работы с заданием ОГЭ по этой теме, необходимо уметь работать со следующими терминами:
Для того чтобы вы умели видеть то или иное средство выразительности в тексте, необходимо знать определение и примеры. Также важно знать, что относится к тропам, что к лексике, а что к синтаксису, это поможет не запутаться в обилии терминов.
Тропы |
---|
Метафора — речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Развёрнутая метафора – это развёрнутый образ, всё стихотворение может строиться только на развёрнутой метафоре, где много деталей и смыслов.
Пример Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи).
"(...) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия". |
Гипербола (преувеличение) — образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т. п.
Пример ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.
…В сто сорок солнц закат пылал…. |
Олицетворение — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!).
Пример Убитый немцами вечер… Скрипка немножко нервно пела… Лес ласково шептал… |
Литота — художественное преуменьшение.
Пример Она на своих крошечных хрупких плечах вытянула всю семью. |
Эпитет — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
Пример Кроткий лик (С.Есенин); Эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); Прозрачная дева (А.Блок). |
Сравнение — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Пример Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…" Змеёй тревога в сердце закралась. |
Лексические средства | Примеры |
---|---|
Омонимы — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе. |
Синонимы — это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. | Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить. |
Антонимы | И не друг, и не враг, а так… |
Паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. | Отпечатки и опечатки, безответный и безответственный. |
Просторечные слова ― слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. | башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании). |
Книжная лексика — слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. | Я вас обязан известить, Что не дошло до адресата. |
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. | Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать. |
Лексический повтор — повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. | «В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Вместе с соснами всё время тихонько шумели ели». |
Сравнительный оборот — сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. | Есть слова, что жгут, как пламя. |
Синтаксические средства | Примеры |
---|---|
Риторическое обращение — условное обращение к кому-либо в рамках монолога. | «Мой город! Как тебя изуродовали!» |
Риторический вопрос — не требующий ответа в силу очевидности. | “А судьи кто?” |
Синтаксический параллелизм — однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности. | «Уметь говорить — искусство. Уметь слушать — культура». |
Парцелляция — намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. | «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» |
Восклицательные предложения | Как хорошо! Как прекрасно жить на свете! |
Вопросно-ответная форма изложения | — И сколько это будет продолжаться? — Жди. Просто жди. |
Ряд однородных членов | Там были синие, бирюзовые, алые, желтые, изумрудные камушки. |