Особенности задания: Задание 25 является логическим продолжением задания 24 и предполагает конкретизацию отдельных аспектов заданной темы плана, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. Данное задание является новым для экзамена и направлено на то, чтобы оценить владение умением выявлять причинно-следственные связи, применять полученные знания в повседневной жизни, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.
Критерии оценивания: Максимально за задание 25 можно получить 4 балла.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
---|---|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) обоснование; 2) ответ на вопрос; 3) три примера. Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются) | |
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило: – если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям | |
Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три примера (всего пять элементов ответа) | 4 |
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа | 3 |
Правильно приведены только три любых элемента ответа | 2 |
Правильно приведены только два любых элемента ответа | 1 |
Правильно приведён только один любой элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Важно обратить внимание на то, что примеры должны быть сформулированы развернуто (то есть отвечать требованиям, предъявляемым к заданию 19).
Обоснуйте необходимость непрерывности получения образования в современном обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.)
Какие уровни школьного образования представлены в Российской Федерации? (Назовите любые три уровня). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Решение:
Для получения максимального балла нужно привести три элемента: обоснование, ответ на вопрос и три примера.
Первая часть ответа предполагает рассуждения на тему необходимости непрерывно получать образование. Ответить на данный вопрос можно следующим образом: так как мы живем в постиндустриальном обществе, информация является важнейшим фактором производства. Наибольшее значение имеют наукоемкие, ресурсосберегающие производства, для развития которых необходимо иметь хорошее образование. Кроме того, мир быстро меняется и требует от человека постоянного саморазвития.
Второй вопрос является уже более теоретическим, и для успешного его решения нужно хорошо разбираться в уровнях образования в Российской Федерации. Всего существует четыре уровня школьного образования - дошкольное (до поступления в 1 класс), начальное (1-4 класс), основное (5-9 класс) и среднее (10-11 класс).
Далее необходимо выделить три функции образования и связать их с уровнями образования при помощи примеров. Это может быть культурная функция, которая заключается в передаче знаний от поколения к поколению; экономическая, предполагающая обеспечение профессиональной ориентации учащихся; а также социальная, суть которой составляет освоение социальных норм общества.
Теперь перейдем к составлению примеров. Составители экзамена подчеркивают, что они должны быть распространенными. Здесь можно воспользоваться принципами составления примеров в задании 19, то есть нужен субъект, действие и результат.
Например:
Начальное образование. На уроке “Окружающий мир” третьеклассница Света узнала о традициях и обычаях славянских народов (культурная функция).
Основное образование. В 6 “А” в рамках классного часа прошла беседа с инспектором ГИБДД, который рассказал о важности соблюдения правил дорожного движения и провел тестирование для закрепления полученной информации (социальная функция).
Среднее образование. Одиннадцатиклассник Антон на уроке обществознания узнал о деятельности политических партий и движений, после чего принял решение поступать в ВУЗ на факультет государственного и муниципального управления и в будущем заниматься политикой профессионально (экономическая функция).