Особенности задания: Задание 25 является логическим продолжением задания 24 и предполагает конкретизацию отдельных аспектов заданной темы плана, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. Данное задание направлено на то, чтобы оценить владение умением выявлять причинно-следственные связи, применять полученные знания в повседневной жизни, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.
Критерии оценивания:
Максимально за задание 25 можно получить 6 баллов. Это самое дорогое задание экзамена. Внимательно рассмотрев элементы задания 25 мы увидим, что оно проверяет сразу несколько навыков: умение давать обоснования/аргумент, приводить факты из личного социального опыта, применять теоретические знания в заданных рамках, формулировать примеры. Каждый из критериев оценивания задания 25 не зависит друг от друга, т.е. при частичном выполнении задания вы получаете частичный балл.
Корректное объяснение принесет вам 2 балла. Объяснение должно быть изложено не менее чем в двух распространённых предложениях, выстроено логически и не иметь фактических ошибок. За верный ответ на вопрос можно получить 1 балл. Ответ на вопрос должен быть дан обязательно отдельной строкой в вашем ответе. За три примера вы сможете получить три балла, при условии, что они сформулированы развернуто (то есть отвечают требованиям, предъявляемым к заданию 19).
Макет ответа:
1) Объяснение: [должно содержать не менее двух распространённых предложений!]
2) Ответ на вопрос
3) Примеры: 1…2…3…
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость разделения власти в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере? (Назовите любые три таких полномочия.)
3) Для каждого из названных полномочий приведите по одному примеру их реализации на практике. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать различные полномочия.)
Решение:
Для получения максимального балла нужно привести три элемента: обоснование, ответ на вопрос и три примера.
Первая часть ответа предполагает рассуждения на тему разделения властей в демократическом государстве. Ответить на данный вопрос можно следующим образом: Разделение властей необходимо с целью обеспечения работы механизма системы сдержек и противовесов. Только в случае, если этот механизм работает без сбоев, может быть обеспечена гарантия соблюдения прав и свобод граждан, отсутствие злоупотреблений властью. Также принцип разделения властей минимизирует узурпацию власти, т.к. каждая ветвь власти независима и самостоятельна.
Второй вопрос является уже более теоретическим, и для успешного его решения нужно хорошо разбираться в полномочиях высших органов власти в Российской Федерации. Они содержаться в Конституции РФ.
Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
---|---|---|
Федеральное собрание РФ | Правительство РФ | Верховный суд РФ/Конституционный суд РФ |
Глава 5, ст. 94-109 Конституции РФ | Глава 6, ст. 110-117 Конституции РФ | Глава 7, ст. 118-129 Конституции РФ |
В задании требуется три функции Правительства РФ в социальной сфере. Мы можем записать следующее:
• обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов;
• обеспечивает поддержку, укрепление и защиту семьи;
• осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.
Теперь перейдем к составлению примеров. Составители экзамена подчеркивают, что они должны быть распространенными. Здесь можно воспользоваться принципами составления примеров в задании 19, то есть нужен субъект, действие и результат.
Примеры реализации полномочий:
Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов. В РФ при поддержке Правительства реализуется государственная программа «Доступная среда», которая призвана обеспечить доступность социально-значимых, культурных и иных объектов инфраструктуры людям с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечивает поддержку, укрепление и защиту семьи. Правительство РФ обеспечивает семьи с детьми местами в яслях, детских садах, что позволяет родителям вернуться к трудовой деятельности после рождения ребенка, а детям проходить успешную социализацию.
Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности. В рамках национального проекта «Образование» при участии Правительства РФ создана система поддержки волонтеров – развивается информационная система добровольчества, проводятся обучающие курсы и конкурсы.