Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

10 класс
Русский язык

Синтаксические нормы 

Основные синтаксические ошибки из форматного задания ЕГЭ:

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ. После них можно употреблять только дательный падеж: согласно приказУ, благодаря помощИ, вопреки обещаниЮ. Небольшое дополнение о предлоге ПО: если «ПО» в контексте означает «ПОСЛЕ», то с ним употребляем только предложный падеж: по приездЕ, по истечениИ.

  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Все, кто однажды видел море, не забываЕТ его красоты. В этом предложении подлежащее ВСЕ (стоит во множественном числе), а сказуемое, которое к нему относится — НЕ ЗАБЫВАЕТ (уже в единственном). Ошибка может быть связана и с местоимением КТО в придаточной части. С ним всегда употребляется сказуемое в единственном числе (кто однажды видел море). Такая ошибка еще может быть допущена, если в качестве подлежащего аббревиатура (сложносокращенное слово). Например, МГУ вывесило списки абитуриентов. Главное слово в аббревиатуре — университет, значит, мужской род и сказуемое должно стоять в таком же роде.

  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Если перед названием стоит родовое понятие, например, газета, картина, фильм и т.п. — само название должно стоять в именительном падеже, а если родового понятия нет, то название ставим в тот падеж, которого требует контекст. Например, Все пришли в восторг от «Войны и мира»/от романа «Война и мир».

  4. Неверное построение предложения с деепричастным оборотом. Действие деепричастного оборота должно производиться подлежащим, поэтому, если в предложении один деятель, а в деепричастном обороте другой — это ошибка. Закончив школу, слезы радости побежали по его лицу.

  5. Неправильное построение предложения с причастным оборотом. Например, разные формы главного слова и причастия: В конкурсе выиграет ученик, прочитавшим наибольшее количество книг. Главное слово — ученик — стоит в именительном падеже, а причастие уже в дательном падеже. А еще ошибка может быть связана с включением главного слова в оборот. Например: В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на крышу дома. Нужно проверить, где находится главное слово: если не до оборота и не после, а внутри — это ошибка.

  6. Ошибка в построении предложения с однородными членами. Важно проверить, какие падежи требуют после себя эти однородные члены. Если один и тот же — ошибки нет, а если разные — то и дополнение у каждого должно быть свое. Сравните: Люди восхваляли и любили поэта (после обоих глаголов можно употребить винительный падеж, поэтому достаточно одного дополнения) — страна любила и гордилась поэтом (после глагола «любила» должен быть винительный падеж (поэта), а после «гордилась» — творительный (поэтом), а дополнение только одно). Ошибка может быть связана и с употреблением двойного союза типа НЕ ТОЛЬКО — НО И, НЕ СТОЛЬКО — СКОЛЬКО, КАК — ТАК И. В конструкцию с двойным союзом должны входить только ОЧП, нельзя включать в нее сказуемые. Например: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки. В этом предложении сказуемое обратить внимание нужно поставить до союза.

  7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Бабушка связала свитер и подарит его внуку. Если первый глагол, причастие или деепричастие в прошедшем времени, то и вторые глагол, причастие или деепричастие должны стоять в нем же: связала и подарила. То же самое с совершенным и несовершенным видом.

  8. Неправильное построение предложения с косвенной речью. Нельзя смешивать косвенную и прямую речь, например: Он сказал, что, эх, Маша, ты должна прийти завтра в школу. В косвенной речи нельзя использовать междометия, обращения. Местоимения и глаголы в 1 и 2 лице в косвенной речи заменяются на формы 3 лица (я — он/она, мы — они). Придаточные части в косвенной речи строятся при помощи союзов или союзных слов.

  9. Ошибка в построении сложного предложения (СП). Может быть связана с разными аспектами. 1. Ошибка в частях СП. Однородные части СП должны стоять в одинаковой форме и отвечать на один вопрос, порядок слов в них должен быть одинаковым (Неправильно: На уроке обсуждали орфографические правила и как ставить знаки препинания. Правильно: На уроке обсуждали, как правильно писать слова и как правильно ставить знаки препинания.). Не должно быть лишнего местоимения ТО в главной части (Я сказал то, что мне надо уходить). Придаточную часть нельзя отделять от главной части точкой (Когда он опомнился. Было уже поздно.) 2. Ошибка в средствах связи между частями СП. Количество союзов должно равняться числу ГО (Сказал, что придет, но однако не пришел.). Количество частиц БЫ должно равняться числу сказуемых (Я хотел бы, чтобы он купил мне хлеба.) Где — союз места, когда — союз времени, в остальных случаях нужно употреблять союзное слово который (Согласен с положениями доклада, где в которых говорится про защиту природы.), его нельзя отделять от определяемого слова (Эта книга научила меня не терять друзей, которую я прочитал в детстве.). Придаточную часть с союзным словом который нельзя делать однородной с ПО (Мальчик, любящий читать и который сдает литературу.). Не стоит нагромождать придаточные с одинаковыми союзами (Врачи считают, что болезнь не настолько опасна, что нужно опасаться за жизнь пациента.).

  10. Ошибка в употреблении числительного. Собирательные числительные (двое, трое) нельзя сочетать со словами женского рода (двое девушек — две девушки), с животными (трое тигров — три тигра). Можно сочетать со словами мужского рода (двое студентов), словами, всегда стоящими во множественном числе (двое часов), с детенышами животных (семеро козлят). Помним про 3 золотых правила склонения числительных (1. 5 – 20 и 30 склоняются как степь, 2. 40, 90, 100, полтора и полтораста имеют одинаковую форму с окончанием во всех падежах, кроме И. п. и В. п., 3. В 200-900 склоняем сотни через слово ноты (нет двух нот — двухсот)).