Maximumtest Logo
  • ОГЭ/ЕГЭ
  • Профориентация
  • Школа MAXIMUM
  • IT-колледж
  • О нас

Введение в текстовые задачи

Введение в текстовые задачи

Текстовая задача состоит из условия, в котором описана некоторая ситуация, и вопроса, на который нужно дать ответ.

Пример:

Коля наклеил на 5 листов по 2 наклейки Сколько наклеек наклеил Коля?
(условие) (вопрос)

Решение любой текстовой задачи можно разделить на несколько основных этапов:

  • Работа с условием

  • Составление математической модели

  • Проверка ответа

РАБОТА С УСЛОВИЕМ

Для облегчения работы с условием полезно использовать иллюстрацию или моделирование. Это может быть краткая запись условия математически или словесно. Также это может быть дополнительный рисунок или таблица.

Пример:

Петя выше Коли, Сережа ниже Коли. Кто выше?

Иллюстрация:

Из рисунка сразу понятен ответ: Петя выше всех.

Пример:

Два поезда идут навстречу друг другу. Скорость одного из них 45 км/ч, скорость другого — 55 км/ч. Сейчас между ними 200 км. Через сколько часов они встретятся?

Иллюстрация:

Пусть xx часов – время движения обоих поездов, тогда по рисунку видно, что первый проедет 45x45x км, а второй - 55x55x км.

Составим математическую модель:

45x+55x=20045x + 55x = 200

100x=200100x = 200

x=2 чx = 2\ ч

Ответ: 2 ч.

Для составления уравнения по условию задачи используются различные приемы, в зависимости от данной в условии зависимости величин.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Математика, в частности, занимается тем, что описывает различные реальные ситуации на математическом языке.

В таблице приведены различные ситуации и их математические модели.

xx - число девочек

yy - число мальчиков

Реальная ситуация Математическая модель
В классе поровну мальчиков и девочек x=yx = y
Девочек на 5 больше, чем мальчиков x=y+5x = y + 5, или xy=5x - y = 5, или x5=yx - 5 = y
Мальчиков в 2 раза больше, чем девочек y=2xy = 2x, или y2=x\frac{y}{2} = x, или yx=2\frac{y}{x} = 2
Если в классе перейдут 3 мальчика, то девочек станет в два раза больше x=2(y+3)x = 2(y + 3)

АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Такая зависимость выражается в словах: выше/ниже, больше/меньше, дороже/дешевле, длиннее/короче и т. д.

При составлении уравнения особое значение играют используемые предлоги: «в» и «на».

Пример:

Первое число aa, второе число в 1,5 раза больше первого. Если к первому прибавить 5, а из второго вычесть 13, то получатся одинаковые результаты.

Решение: Если первое число aa, то второе 1,5a1,5a.

Прибавим к первому 5, получаем a+5a + 5

Вычтем из второго 13, получаем 1,5a131,5a - 13

А теперь приравняем : a+5=1,5a13a + 5 = 1,5a - 13

Пример:

В одном доме живет на 20 человек больше, чем в соседнем. Сколько человек живет в каждом доме, если в двух домах живет 180 человек.

Решение: Пусть xx человек –проживает в первом доме, тогда в соседнем x20x - 20 человек.

Теперь составим уравнение, сложив количество человек в каждом доме:

x+x20=180x + x - 20 = 180

2x=2002x = 200

x=100x = 100 – в первом доме

Получается, что в соседнем доме 180100=80180 - 100 = 80 человек

Пример:

Петя выше Коли на 20 см, Сережа ниже Коли на 10 см. На сколько см Петя выше Сережи?

Решение: Пусть П – рост Пети, К – рост Коли, С – рост Сережи.

Кстати, обратите внимание на этот приём – выбирать «говорящие» переменные, а не безликие иксы и игреки, чтобы не запутаться при работе с уравнением.

Выразим рост мальчиков.

Петя выше Коли на 20 см: П–20=КП–20 = К

Сережа ниже Коли на 10 см: К=С+10К = С + 10

Подставим в первое уравнение рост Коли: П–20=С+10П–20 = С + 10

Нам нужно найти, на сколько см Петя выше Сережи: П–СП–С

П–20=С+10П–20 = С + 10

П–С=20+10П–С = 20 + 10

П–С=30П–С = 30

Получаем, что Петя выше Сережи на 30 см.

Пример:

На уроке труда ученики делали снежинки. Всего было сделано 12 снежинок. Маша сделала в два раза больше снежинок, чем Коля. Коля сделал на 4 снежинки меньше, чем Рома. Сколько снежинок сделала Маша?

Решение:

Пусть М – количество снежинок, которое сделала Маша, К – снежинки Коли, Р – снежинки Ромы.

Маша сделала в два раза больше снежинок, чем Коля: К=М2К = \frac{М}{2}

Коля сделал на 4 снежинки меньше, чем Рома: Р=К+4=М2+4Р = К + 4 = \frac{М}{2} + 4

Вместе ребята сделали 12 снежинок: М+К+Р=12М + К + Р = 12

Подставим все выраженные через М значения: М+М2+М2+4=12М + \frac{М}{2} + \frac{М}{2} + 4 = 12

М=4.М = 4.

Маша сделала 4 снежинки.

ПЕРЕХОД ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К СЛОВЕСНОЙ

Также существует обратный процесс – переход от математической модели к словесной. Например, дано уравнение и по нему нужно составить словесную модель.

Пример:

Составить словесную модель по данной математической модели a=3ba = 3b

Решение: Определяем зависимости величин – aa больше bb в 3 раза.

Составим словесную модель: На обед слону в зоопарке требуется a\mathbf{a} кг корма, aa ослику b \mathbf{b}\mathbf{\ }кг. Причем на слона уходит ровно в 3 раза больше корма.

Пример:

Составить задачу по данной математической модели x=y52x = \frac{y - 5}{2}

Решение: Составим задачу, учитывая зависимость между величинами: «Задумали два числа. Если из второго вычесть 5 и затем эту разность уменьшить в 2 раза, то получится первое число».

Таким образом, можно составить абсолютно любую словесную модель. Здесь играет роль правильное понимание соотношений между величинами и фантазия.

Также текстовые задачи могут быть посвящены прогрессиям, производительности и темпу.

Содержание