Учебник MAXIMUM Education

Интернет-энциклопедия по школьным предметам от Maximum Education. Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.

11 класс
Математика

Задание 18

Необходимые умения

Задание 18— это завершающее задание в цепочке уравнений и неравенств

6 – 7 – 13 – 15 – 18.

Для его решения необходимы навыки решения неравенств, работы с графиками функций, а также умение работать с параметром.

Задание 18 может содержать общий вопрос – решите уравнение при всех значения параметра (в таком случае необходимо найти все возможные решения уравнения, в зависимости от значения параметра) и специальный вопрос – при каких значениях параметра уравнение/неравенство, например, имеет два корня. Намного чаще встречается второй тип вопроса.

Критерии оценивания

Критерии сильно зависят от задания. Например, для задания из демоверсии представлены следующие критерии оценивания:

Содержание критерия Баллы
Обоснованно получен верный ответ 4

С помощью верного рассуждения получены оба верных значения параметра, но

– или в ответ включены также и одно-два неверных значения;

– или решение недостаточно обосновано

3
С помощью верного рассуждения получено хотя бы одно верное значение параметра 2

Задача сведена к исследованию:

– или взаимного расположения трёх окружностей;

– или двух квадратных уравнений с параметром

1
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше 0
Максимальный балл 4

Пример

При каких значениях параметра a корни уравнения

имеют одинаковые знаки?

Решение

Решим графически. Построим графики левой и правой части в плоскости XY.

Первое семейство:

y = |xa2|

задает систему «уголков», стороны которых образуют углы в 45 градусов с осью абсцисс. Все вершины находятся на оси ОХ справа от начала координат, т. к. по правилам преобразований функций

xa2 сдвигается вправо на положительное число a2.

Второе семейство

y = – a2 + 2a + 3

представляет собой множество прямых, параллельных оси абсцисс. Эти прямые должны пересекать «уголки» в точках, абсциссы которых имеют одинаковые знаки – именно эти точки и будут решениями уравнения.

Получаем следующий рисунок.

По рисунку определяем, что для выполнения поставленных условий прямые

y = – a2 + 2a + 3

должны быть выше оси Ох, но ниже точки пересечения графика функции\(\ \)y = |xa2|

с Оу, иначе один из корней будет отрицательным. Точка пересечения функции с осью Оу это (0; a2).

Составим систему:

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание

Для расстановки значений на числовой оси, сравним числа:

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание

Получаем следующую числовую прямую.

Решение системы:

Ответ:

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание