Диаграммы, графики и таблицы
Диаграммы, графики и таблицы
Например, рассмотрим такую ситуацию. Ученик неделю наблюдал за погодой. Всего он зафиксировал три вида погоды – облачно, ясно и дождь. Он выяснил следующее:
- в понедельник был дождь
- во вторник было облачно
- в среду было ясно
- в четверг было ясно
- в пятницу было облачно
- в субботу было ясно
- в воскресенье был дождь
Таким списком неудобно представлять информацию. Есть более наглядные методы её визуализации. Рассмотрим их.
ДИАГРАМЫ:
Диаграмма используется, когда нам нужно показать, например, количество дождливых, ясных и облачных дней по сравнению друг с другом.
1. Столбчатая диаграмма:
Тогда диаграмма нашего ученика будет выглядеть следующим образом:
Глядя на диаграмму, мы сразу можем проанализировать данные, собранные учеником.
1. По вертикальной оси отмечено количество дней, а на горизонтальной оси подписана зафиксированная погода. Сравнивая количество дней с высотой столбца, мы можем говорить о том, сколько было дней с конкретной погодой и было ли их больше или меньше, чем дней, когда погода на улице была другой.
2. Мы видим, что больше всего было ясных дней, и что дождливых и облачных дней между собой было поровну. Так же мы можем точно сказать, что за неделю ясных дней было 3, а дождливых и облачных – 2.
2. Круговая диаграмма:
Диаграммы могут иметь и другой вид, но отображать те же данные. Например, существуют круговые и кольцевые диаграммы.
По ним также видно количество дней с разной погодой относительно друг друга. Чем больше заполнена окружность или кольцо определенным типом погоды, тем больше дней по сравнению с другими погодами она наблюдалась.
Обычно данные диаграммы измеряются в процентах. В сумме все цвета на диаграмме равны 100%, а площадь круга или кольца, которую занимает каждый цвет, рассчитывается исходя их процента, который ей соответствует.
Если мы хотим обозначит, например, 50% в диаграмме, то цвет, соответствующий этому событию, займет половину диаграммы. 10% - одну десятую и так далее.
Если мы заменим фактическое количество дней с конкретной погодой на проценты, получим такую диаграмму:
Такие проценты мы получили, поделив количество дней с данной погодой на количество всех дней. Облачная погода и дождь наблюдались в двух из семи днях:
\(\frac{2}{7} \approx 30\%\)
А ясная погода в трёх из семи днях:
\(\frac{3}{7} \approx 40\%\)
В соответствии с цветами для каждой погоды серый и синий цвет займут по 30% площади круга, а оранжевый цвет займет 40%.
В сумме все цвета диаграммы дают 100%.
Теперь по диаграмме мы можем сказать, что 30% дней наблюдалась облачная погода, 30% - дождь и 40% - ясная погода.
ТАБЛИЦЫ:
Возьмем ту же информацию о погоде за неделю. Например, нам нужно не сравнивать количество ясных и облачных дней, а сопоставлять нечисловые данные. В таком случае будет удобнее использовать таблицу:
Нашему ученику нужно указать, в какой день какая погода наблюдалась. В таком случае мы не сможем сделать диаграмму, потому что ни один из дней недели не может быть выше остальных. Составим таблицу, в строчках которых будут обозначены дни недели, а в столбцах – погода:
Ясно | Облачно | Дождь | |
---|---|---|---|
Понедельник | |||
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Суббота | |||
Воскресенье |
На пересечении конкретных строк и столбцов указываются общие данные. Будем постепенно заполнять таблицу. Если в конкретный день недели наблюдалась указанная погода, отметим в ячейке «да», если нет, отметим «нет».
Первая ячейка – понедельник-ясно. Это неверно, такой погоды не было в понедельник. Аналогично с понедельник-облачно. А вот дождь в понедельник действительно был. Отметим это в таблице:
Ясно | Облачно | Дождь | |
---|---|---|---|
Понедельник | нет | нет | да |
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Суббота | |||
Воскресенье |
Аналогично проанализируем остальные дни недели и отметим их:
Ясно | Облачно | Дождь | |
---|---|---|---|
Понедельник | нет | нет | да |
Вторник | нет | да | нет |
Среда | да | нет | нет |
Четверг | да | нет | нет |
Пятница | нет | да | нет |
Суббота | да | нет | нет |
Воскресенье | нет | нет | да |
Такая таблица имеет довольно простой принцип заполнения. Можно, например, вместо «да» и «нет» ставить галочки и крестики. Но чаще всего таблицы служат для большего объёма информации.
Рассмотрим пример: Представим, что этот же ученик заполнял не просто погоду, а конкретную температуру 4 недели. А весь результат он занес в следующую таблицу:
Видим, что в интересующий нас день температура равнялась 29⁰С. Таким образом мы очень ёмко и понятно записали данные о погоде почти за целый месяц!
ГРАФИКИ:
Еще одним способом визуализации является график.
Пересечение этих характеристик похоже на пересечение столбцов и строк таблицы, но график имеет совершенно другой вид, при этом таблице и аналогичном графике может отображаться та же самая информация. Составим по этой таблице график.
1. Отметим на вертикальной оси графика температуру по возрастанию.
3. В соответствии с температурой конкретного дня поставим на графики току, и все точки для различных дней соединим.
Получим линию, описывающую поведение температуры за заданный промежуток времени:
Таким образом мы можем анализировать, когда была самая высокая, а когда самая низкая температура, можем смотреть, когда температура возрастала, а когда убывала.
Например, самой высокой температура была 26 числа и равнялась она 32⁰С. А самая низкая температура наблюдалась 3 числа и равнялась 19⁰С.
А вот в промежутке с 7 по 10 число, самая высокая температура была 8-ого числа и равнялась 30⁰С.
График позволяет нам не просто сравнивать температуру на всем промежутке времени, но анализировать выбранное нами время отдельно.

Содержание