​Почему мы прокрастинируем? (и не готовимся к ЕГЭ)

Знакомое состояние: дел невпроворот, нашествие контрольно-проверочных, вдобавок дышит в затылок тотальная уборка по дому. Ах, да, еще приближается ЕГЭ – но это отдельная горемычная эпопея твоей жизни, от мысли о которой встают волосы дыбом. Что делать? Правильно, смотреть видео на ютубчике о сезонном оперении южноамериканских птиц.

0
0
0
0
0
​Почему мы прокрастинируем? (и не готовимся к ЕГЭ) ЕГЭ наступает

Эта бестолковая трата сил и внимания при наличии насущных задач называется прокрастинацией (подменой неприятного, но важного дела какой-то ерундой). Давайте рассмотрим это явление как будто немного издалека и изучим врага вдоль и поперек – на войне как на войне.

Это явление встречается не только у людей, но и у животных. К слову, о птицах: самки крачки при угрозе жизни ее птенцам между защитой, контратакой и бегством выбирают… почистить перышки. Подобных примеров в природе встречается множество.

Почему мы так странно можем вести себя в ситуациях, требующих от нас наибольшей концентрации? Ученые тоже задались этим вопросом и обнаружили, что корень этого феномена лежит в устройстве нашего мозга. Оказывается, за наше восприятие настоящего времени отвечает один участок головного мозга, а за восприятие других людей и будущего «я» - совершенно другой. Это значит, что наш мозг идентифицирует нас в будущем как посторонних людей: я в конце года, сдающий математику, - это и не я вовсе, а другой человек! Пусть сам и разбирается, а я могу полистать ленту VK.

Битвы с мозгом – это борьба с ветреными мельницами, скажете вы; но способ его приручить все-таки есть, отвечу я. И разобраться в этом вопросе снова помогли эксперименты из нейропсихологии. Был поставлен следующий эксперимент: у двух групп людей спрашивали, сколько они рассчитывают оставить средств на пенсию. При этом второй группе показывали их фотографии, искусственно состаренные графическим редактором. Результаты показали, что вторая группа называла цифру вдвое больше первой группы.

О чем говорит этот эксперимент? Мы можем наводить мосты между этими разными участками головного мозга и тем самым уменьшать эффект прокрастинации. Необходимо воспользоваться образным мышлением и памятью – представить во всех подробностях то, как вы будете выполнять ту или иную работу. Так, ваше будущее «я» приблизится к «я» настоящему, тогда отвлекаться на безделье будет существенно сложнее – ведь вы уже примерили на себе опыт будущей работы и она стала неотъемлемой частью вашего настоящего.

Если переносить этот пример на плоскость подготовки к ЕГЭ, то для борьбы с прокрастинацией в 11 классе вам потребуется представить во всех возможных подробностях, как вы будете сидеть за партой в день экзамена, решать задачи из всех блоков и на какой результат вы можете рассчитывать, если напишете экзамен с вашими текущими знаниями предмета. Стоит даже немного расширить область будущего: куда вы сможете поступить с этими результатами? Как близко этот результат стоит к вашим притязаниям на высшее образование? Раскрасьте эту смоделированную картинку эмоциональными и реалистичными красками, чем ближе она к оригиналу – тем лучше эффект.

Ну что, представили? Тогда вы сделали два дела: синхронизировали два участка мозга и смотивировали себя сразу после прочтения этой статьи заняться подготовкой к ЕГЭ. Вперёд!


Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи