Каким учеником НЕ нужно быть?

Недавно мы говорили о том, каким учителем не нужно быть, рассказывали ситуации из жизни реальных людей. Эта тема попала в точку: люди начали делиться своими историями о несправедливом отношении учителей, бурно обсуждать, спорить. Всё это говорит о том, что такая проблема действительно есть, она живая, актуальная, и нельзя от неё отворачиваться.

Но было бы не совсем справедливо рассказывать только о плохих учителях. Ведь иногда делают учебный процесс невыносимым вовсе не они.

0
0
0
0
0
Каким учеником НЕ нужно быть? Преподаватель помогает, а не делает всё за вас

Зачастую именно ученики нарушают дисциплину, ленятся, не хотят учиться и мешают учиться другим.

Можно долго спорить о том, что у хорошего учителя и дисциплина хорошая, что ученики ведут себя так, потому что учитель не смог заинтересовать и т.д.

Но сегодня я расскажу несколько историй, которые показывают, что в неуспехах ученика порой виноват действительно он сам. Каким учеником НЕ нужно быть и как НЕ нужно вести себя на уроках? Итак, начнём.

«Я заплатила деньги, почему я должна что-то учить!?»

Каждый учитель (если речь идёт не о людях из предыдущей статьи) желает своим ученикам добра, готов помочь, даже если это требует дополнительных усилий, времени и подготовки.

Но иногда бывают ситуации, когда люди забывают, что в процессе обучения участвуют двое: учитель и ученик, причем большая часть ответственности лежит на втором.

К моему коллеге на курс по истории записалась девочка: хорошая, способная, собиралась на юридический. Ходила на уроки сначала бодренько, потом всё чаще приходила неподготовленная. Преподаватель забил тревогу, вызвал ученицу на личную беседу, чтобы узнать, в чем дело, что случилось, хотел как-то помочь ей.

Что же она ответила? Заявила, что вообще не понимает, почему ей на дом дают задания, почему она должна выполнять задания до уроков и вообще что-то делать. «Я вообще-то деньги заплатила не для того, чтобы вы мне на дом давали теорию учить!»

Я вспоминаю эту историю, и мне становится не по себе. Учителя давно говорят, что образование превратилось в услугу, которую покупают и продают. И учитель в глазах ученика перестаёт быть наставником, который делится мудростью, учит учиться. В их понимании курсы подготовки к ЕГЭ – это что-то типа «Убера» или «Деливери клаб». Я тебе плачу, а ты должен довезти меня до дома, сделать мне поесть, сдать за меня ЕГЭ, выучить за меня теорию, либо сделать так, чтобы я всё понял, не прилагая усилий.

Но так, к сожалению, не бывает. Я с грустью думаю о том, что будет с этой девочкой, когда она поступит в вуз. Вряд ли она сдаст ЕГЭ настолько хорошо, чтобы пройти на бюджет, учитывая её желание учиться. Она пойдёт на платное и будет ругаться с профессорами: «Я заплатила за учёбу, ставьте мне зачёт!» ???

Друзья, помните, что образование в вузе – это 80% самообразование. Никто не будет вас контролировать, разжёвывать материал, объяснять по сто раз. Понял-не понял – неважно, на экзамене увидимся. Не сдал? Отчисление.

Преподаватель должен научить вас самостоятельно работать с материалом, находить информацию, быстро и эффективно её запоминать. Преподаватель помогает, а не делает всё за вас.

«А чё вы мне сделаете?»

Вторая история произошла в обычной общеобразовательной школе, мне рассказала её коллега, которая не проработала там и двух лет. Она была максимально замотивированная молодая учительница, закончила вуз и мечтала работать с детьми.

Придя в школу учителем математики, она сразу получила много классов и часов. В одном классе учился сын то ли директора, то ли министра, в общем, важного человека в сфере образования. И он, увидев молодую учительницу, начал систематически её изводить: опаздывать на занятия, ходить по классу, включать музыку, обращаться на «ты», огрызаться. На все замечания – лишь ухмылка и «а чё вы мне сделаете?»

Учительница не сдавалась: она помнила правило, которому учат в педвузе, что нет плохих учеников, просто к каждому нужно найти свой подход. Проводила беседы, старалась быть и строгой, и дружелюбной, но ситуация усугублялась: манеру поведения этого парня начали перенимать и другие одноклассники.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, она обратилась к коллегам, а потом к директору. Но он, не желая конфликтовать с важным человеком, только отмахивался: «Хаха, ну видимо, вы понравились мальчику, ну что вы устраиваете, скоро пройдёт!»

Выхода не было, девушка написала заявление на увольнение.

Из-за одного ученика класс и школа лишились талантливого педагога.

«Вы не имеете права!»

Ситуация такова, что у учителя всё больше обязанностей и всё меньше прав. И ученики этим активно пользуются. Про то, что у них тоже есть обязанности, они забывают.

Учителя школ в последнее время всё чаще слышат фразу: «Вы не имеете права!»

Не имеете права выгонять ученика с урока. Не имеете права забрать у ученика телефон. Не имеете права поставить «двойку». Не имеете права повышать голос.

Недавно одна моя коллега решила провести в школе пробник по русскому языку. Нашла хороший вариант, распечатала бланки, сделала всё так, чтобы процедура была максимально похожа на реальный ЕГЭ, пришла в свой выходной в школу, чтобы дать возможность ребятам потренироваться. Но один ученик всё время вертелся, задавал вопросы одноклассникам, всех отвлекал, а потом достал телефон и начал что-то гуглить. Разумеется, учитель забрала работу и отправила мальчика домой. На следующий день он пришёл с мамой на разборки, почему учитель не даёт ребёнку готовиться к ЕГЭ.

Хотела сделать лучше для своих же учеников, в итоге сама осталась виновата.

К сожалению, многие ребята не понимают, что учителя, которые любят свою работу, готовятся к уроку, продумывают его ход, стараются сделать его интересным и познавательным, а в итоге видят болтающих друг с другом либо сидящих в телефоне учеников.

И многие учителя приходят к выводу, что при доброжелательном, человеческом отношении дети садятся на шею, переходят все возможные границы, и вести урок становится невозможно. В итоге приходится менять отношение в худшую сторону, возводить неприступную стену, становиться жестким и строгим.

Чтобы этого не произошло, нужно желание обеих сторон: ученики должны уважительно относиться к учителю, а учитель – к ученикам. Хочется верить, что однажды нам не придётся выбирать между добрыми отношениями с учениками и качественным уроком.

И помните о золотом правиле: относись людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Алина Косова

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи