​Как выбирают профессию за рубежом?

Само слово «профориентация» - не из российской лексики, и практика эта тоже для России пришлая. Несмотря на это полезное заимствование, различия между российскими техниками профессиональной диагностики школьников и зарубежными отличаются. Приведем несколько профориентационных традиций в некоторых странах.

0
0
0
0
0
​Как выбирают профессию за рубежом? А как во всём мире?

Франция

Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка, начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Германия

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте. Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

Канада

За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Япония

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.

Разница с Россией

В России также популярны методики профориентационного диагностирования, однако они не учитывают эффективные наработки западных коллег в этой области. Как правило, российская профориентация фокусируется на одной-двух основных профессиях, в то время как экономически успешные страны предпочитают веерное разнообразие.

Как показывает многолетний опыт иностранных коллег, первые исследования способностей и интересов следует делать уже в младших классах. И стоит прибавить, что особенно полезно и продуктивно настраивать каналы связи работодателей с центрами профориентации: прямой контакт школьников с отраслевыми профессионалами стимулирует верное принятие решения.

Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи