Скрытая математика выбора профессии и вуза

Представьте, что вы известный математик времён Второй мировой войны. Правительство обращается к вам с проблемой: в воздушных войсках большие потери. Некоторые бомбардировщики возвращаются на базу, но пробоины в них распределены неравномерно: больше всего на фюзеляже, меньше - в топливном баке и двигателе. Логичным будет обеспечить броней пробитые места, верно?

Как ни парадоксально, но нет: пробоины на вернувшихся самолётах показывают места, в которых они могут получить повреждения и выжить. А получившие повреждения в других местах (двигатель и топливный бак, например), уже не могут вернуться на базу и попасть в статистику по пробоинам. Именно таков был ответ венгерского математика Абрахама Вальда.
Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда принимаем одно из самых важных решений в жизни - какую профессию выбрать и в какой вуз поступить.

0
0
0
0
0
Скрытая математика выбора профессии и вуза

А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

1. Ситуация с бомбардировщиками - иллюстрация ошибки выжившего: когда по "выжившим" много информации, а по "погибшим" нет, мы склонны копировать поведение первых. Вот почемуни истории отличившихся выпускников в университетских видео, ни советы сына маминой подруги не превратятся в ваш успех. Кстати, есть мнение, что дельфины толкают тонущих к берегу, но много ли мы слышали мнений тех, кого они толкали в открытое море?:)

Как бороться:собрать максимум независимых данных о профессии и вузе.


2. Феномен справедливого мира– одно из самых коварных когнитивных искажений. Это потребность верить в то, что я - хороший человек, живущий в справедливом мире, и поэтому я получу то, что заслуживаю. "Если я буду трудиться, я поступлю в вуз своей мечты". К сожалению, одного труда здесь мало, ведь в вуз мечты наравне с нами поступают тысячи таких же хороших и трудолюбивых людей.

Как бороться:нужна продуманная система подготовки, постоянные самомотивация и самоконтроль - прямо как у спортсменов, готовящихся к марафону.

3. Во время поступления в вуз многие объявляют главным врагом прокрастинацию, но она только следствие проблемы. Истинная причина - желание сохранить статус кво.Наш мозг изо всех своих могучих сил сопротивляется переменам: нужно искать возможности разузнать о десятках тысяч профессий, чтобы принять взвешенное решение? Нужно продираться сквозь заумь в официальных документах на сайте вуза? Вы вообще в курсе, в каком количестве вузов обучают моей специальности, как вообще можно их всех сравнить? Ой, ещё и статья какая-то длинная…

Как бороться: 90% времени серьезного поиска профессии и вуза – тяжелая работа с документами, сайтами, статистикой. Разделите ее с теми, кто готов помочь. Например, на курсе MAXIMUM«PRO-поступление» персональный наставник составит для вас карту вузов, определит стратегию поступления и расскажет про тонкости подачи документов: https://clck.ru/EUefY. Финальное решение за вами, но для его принятия необязательно прикладывать титанические усилия по сбору информации.

В следующих статьях расскажем, как бороться с когнитивными искажениями во время учебы и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Виталина Фомичёва

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи