Мой ребёнок не может определиться с профессией

- Мой ребенок никак не может определиться с будущей профессией, как быть?

- Не волнуйтесь, у него просто не созрели лобные доли.

Нередко среди коллег мы встречаем утверждение, что еще не созревшие лобные доли мешают подросткам делать осознанный выбор. Если вы встретили такого психолога, знайте, перед вами малообразованный профан, который попросту не умеет работать с подростками и оправдывает промахи своей работы физиологическим несовершенством подопечных.

0
0
0
0
0
Мой ребёнок не может определиться с профессией Человек должен иметь навык ВЫБИРАТЬ

Чтобы окончательно развеять вредный миф, попробуем помыслить в его логике: если бы невозможность делать осознанный выбор была обусловлена физиологическими особенностями подросткового возраста, то к 17 годам (то есть с наступлением юношеского возраста) эта проблема должна была бы уходить. В реальности мы наблюдаем совершенно иную картину: ребята, не занимавшиеся вопросом выбора профессии в подростковом возрасте, к моменту окончания школы оказываются в настоящем кризисе. Многие из них также неосознанно поступают в институты, чтобы отсрочить время принятия решения, и выбирать профессию им приходится уже после окончания вуза, когда становится ясно, что выбранная специальность - это совсем не то, о чем они мечтали. Более того, многие взрослые люди порой оказываются совершенно растерянными, если по какой-то причине им необходимо выбирать или менять профессиональную деятельность. А ведь их лобные доли, кажется, созрели уже давно.

Давайте будем честны с собой и другими. Чтобы человеку любого сознательного возраста сделать выбор, нужно соблюдение двух довольно простых условий:

1. Человек должен иметь навык выбирать. То есть прислушиваться к себе, понимая, что ему больше нужно в данный момент в этой ситуации. Если ребенок растет в классическом «Закрой рот и ешь суп», вряд ли у него этот навык сформируется, и даже простой вопрос, вроде «какой цвет ты больше любишь», будет ставить его в тупик. Как часто мы даем нашим детям право выбирать? Что ты будешь сегодня на завтрак? Как проведем выходные? Какие обои поклеим в твоей комнате? Если с детства давать ребенку возможность выбора, в дальнейшем он будет относиться к подобным ситуациям спокойно или даже радостно, потому что он будет знать - сделанный им самим выбор улучшает его жизнь.
2. Человек должен понимать, из чего выбирает. Огорчаетесь, почему он по вашему совету не выбирает экономику? А что он знает про экономику кроме того, что нужно целыми днями в офисе сидеть за компьютером? Это как-то не очень вдохновляет. Пытаясь выбрать среди направлений, о которых нет конкретного представления, подростки чувствуют себя слепыми котятами.

Недавний пример из практики:
- Я хочу, чтобы моя дочь занималась экономикой, а она не хочет. Я даже организовал ей стажировку на 2 месяца летом в своей компании, но это ничего не дало.
- А что она делала во время стажировки?
- Документы ксерокопировала, перепечатывала что-то, в общем, обычная секретарская работа.
- И после этого она не полюбила экономику?
- Но не могу же я доверить ей серьезные задачи, там нужен профессионализм, а она школьница.

Необязательно доверять серьезные задачи, но можно давать профессиональные задания, через которые подросток сможет почувствовать специфику самой профессии. Например, предложить ему сделать ТЭО для проекта, который его вдохновляет. Любит музыку? Отлично, будет сделает ТЭО для концерта любимой группы в своем городе. Естественно, стоит предварительно рассказать, что такое ТЭО и как его делать. И обязательно дать обратную связь после выполнения работы. Еще круче - дать задание, которое реально нужно вашей компании. Это займет у вас больше времени, но и результат будет значительнее.

На подростков большое влияние в выборе профессии оказывает история их личного успеха: как правило, они выбирают те области, в которых им было интересно и у них что-то получалось. Проблема в том, что школа и остальная жизнь очень оторванны друг от друга, и школьные достижения часто бывает непросто соотнести с профессиональными навыками, необходимыми в работе.
Поэтому в детском и подростковом возрасте родителям важно создавать для подростков ситуации, где они могли бы получить разнообразный опыт и добиться успехов в различных направлениях. В программе «Система Выбор» этому посвящена четвертая неделя «Сделай», во время которой подростки пробуют на практике выбранные профессиональные направления. Обычно после этого им становится намного легче сделать свой собственный осознанный выбор, ведь они уже не слепые котята. И лобные доли тут ни при чем.

Автор текста: Irina Grishina, наставник и тренер в программе "Система Выбор".

Подробнее о программе: https://goo.gl/xpywpp

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи