Каково это - быть подростком?

Подросток на консультации:

- На самом деле мы никому не нужны. Вот правда! Куда бы мы ни пришли - нас отовсюду гонят. Взрослые начинают заниматься нами, только когда хотят решить какие-то собственные проблемы.

Слушаю, чувствую, что не согласна. Хочу возразить, но понимаю, что сейчас ему надо дать выговориться, тем более что говорит он действительно важные вещи. Вообще с подростками очень легко общаться: как правило, они очень искренние и открытые, если с ними разговаривать вежливо и уважительно. Но многие взрослые этой открытости боятся: можно услышать нечто нелицеприятное, и что потом делать с этим? По этой причине контакт в отношениях намного чаще изначально нарушается не подростком, а взрослым.

0
0
0
0
0
Каково это - быть подростком? Rакими вырастут новые поколения, зависит во многом от нас, взрослых

Я была подростком в начале 2000-х, в стране с тех пор мало чего изменилось. Мне повезло, это было довольно недавно, поэтому я еще очень хорошо помню, каково это - быть подростком.

Мы учились, кажется, в 8 классе, была зима, ударили страшные морозы. После уроков нам с компанией одноклассниц не хотелось расходиться по домам: дома скучно и одиноко. В гости звать друг друга родители разрешали редко. И мы стали оставаться в школе после уроков, играли в прятки (да-да, в 8 классе! школа большая, есть где спрятаться) или просто общались. Не прошло и недели, как наших родителей вызвали в школу, отругали на чем свет стоит, что они не следят за детьми, и запретили нам оставаться после уроков в школе.
Так в нашей жизни появились подъезды и крыши. Оттуда нас тоже выгоняли, но хотя бы не вызывали родителей. Там мы знакомились с людьми (так сказать, местными обитателями), которые много пили и употребляли наркотики, некоторых из нашей компании это впоследствии увлекло. Эти люди были страшные, но дружелюбные.
Пока мы бегали по крышам, в Москве активно строили торговые центры, и в какой-то момент мы обнаружили, что там тоже можно проводить время, и стали перемещаться туда. Там было тепло и чисто, продавалась вкусная еда и красивая одежда, показывали новые фильмы. Только одно «но»: на все нужны были деньги. Каждый день мы смотрели на то, что не можем себе позволить, и во многих из нас зрела идея - вот вырасту и куплю себе все это. Собственно, некоторые до сих пор в этой логике и живут.
А теперь вопрос взрослым: вы ждете и надеетесь, что подростки вырастут умными, разносторонне развитыми людьми, готовыми трудиться на благо общества, реализуя при этом собственные таланты. Но какие условия в жизни подростка способствуют этому?
Многие родители решают эту проблему тем, что записывают своих детей на разные курсы, к репетиторам, чтобы у них не было ни минуты свободного времени. Действительно, подросток денно и нощно получает все новые и новые знания, вот только вместо огонька в глазах мы получаем измученного человека, который в ответ на любую новую инициативу говорит: «Отвалите. Оставьте меня в покое. Просто оставьте меня в покое».
Почему так? Дело в том, что подростковый возраст - это лучший возраст для развития самостоятельности и собственной личностной позиции. Чтобы это развитие происходило, подростку необходимо пространство, где он может быть собой, где у него есть свобода в выборе занятий, собеседников, где есть достойные ролевые модели взрослых, на которых захочется быть похожим. Любая учеба подразумевает, что ты знаешь еще не достаточно, что тебе надо еще поучиться. Но человеку для того, чтобы научиться не только учиться, но и созидать, придумывать новое, необходимо иметь опыт создания чего-то своего. Пусть корявого, пусть с ошибками, но своего. Анализируя свои ошибки и устраняя их, он научится рефлексии и способности мыслить критически.
Много ли мы знаем подобных пространств для подростков? Мне повезло, в моей жизни вовремя появились талантливые педагоги, которые изменили мой взгляд на себя как личность и значение профессии для собственной жизни и общества. Сейчас я понимаю, что везет единицам, так как пространств, сообществ, открытых для подростков и способствующих их развитию, (именно развитию, а не только обучению) очень мало.
Что до родителей, можно задать себе два вопроса:
- Есть ли у моего ребенка подобное пространство? Как я могу помочь ему найти нечто подобное?
- Могу ли я каким-то образом поспособствовать появлению подобного пространства? Часто выясняется, что для этого не требуется много ресурсов. Каждый из нас может сделать жизнь подростков немного лучше. Кто-то может отвести их, например, в поход; кто-то организовать кроссбукинг в школе; кто-то - разрешить иногда собираться дома и что-то делать вместе и т.д.

Важно не забывать, что то, какими вырастут новые поколения, зависит во многом от нас, взрослых. От каждого из нас. И вносить свой посильный вклад.

Что до нас, мы - команда психологов, творческих педагогов и управленцев, придумали два формата программ для подростков 12-17 лет, где они могут не просто учиться, а развиваться, и быть самими собой.

Автор статьи: Irina Grishina, наставник и тренер в программе «Система Выбор» https://goo.gl/c6Z7QC
и на тренингах «Навыки XXI века» https://goo.gl/NGRdMx

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи