​Каким учителем НЕ нужно быть?

Никто не станет спорить с утверждением, что учитель играет огромную роль в жизни каждого человека. Да, почти все мы не любили школу, не хотели учиться, вставать в 7 утра, делать домашнее задание – это нормально. Оглядываясь назад, многие вспоминают с теплом своих учителей.

Но не все. И это не вина учеников. Я хочу поделиться реальными историями о школьных годах моих учеников.

Сегодня я сделаю смелое заявление: учитель НЕ всегда прав. Об этом не принято говорить, но если продолжать молчать, такие ситуации будут повторяться снова и снова.

Итак, несколько историй о том, как НЕ нужно себя вести, работая с детьми.

0
0
0
0
0
​Каким учителем НЕ нужно быть? Bad teacher

  1. О стереотипах.

Ко мне в группу подготовки к Итоговому сочинению пришла девочка Маша. Она честно призналась, что читает мало, сочинения пишет плохо, с учителем по русскому и литературе у неё конфликт. Девочке в школе было сказало, что допуск к ЕГЭ она не получит, сочинение на 350 слов с привлечением литературного аргумента не напишет и вообще «таким недалёким после девятого уходить нужно было».

Для меня такие ученики – не редкость, особенно если учесть плохие отношения с учителем, от которых напрямую зависит интерес к предмету. Но у нас было много времени: мы делали упражнения, подтянули грамотность, разобрали по косточкам несколько классических произведений, полностью прописали сочинения , подготовили эталонные аргументы по всем темам. Два месяца упорной работы – и я поняла: она сдаст!

Через неделю Маша мне пишет: «У меня незачет».

Что? Как? Непонятно, ведь я видела, что мы подготовились! Может, перенервничала? Тут же прошу фото сочинения, но сфотографировать сочинение не разрешили. Работу проверял, как вы понимаете, «тот самый» учитель.

Маша приходит в школу с мамой, чтобы выяснить причины, учитель говорит: «Списала. Сама бы она так не написала, я её знаю».

Мама в шоке, Маша говорит, что не списывала, замечаний не получала.

Камер не было (а жаль!), но презумпцию невиновности никто не отменял. Когда мама пришла в себя, то пошла в атаку: дочь обвиняют бездоказательно, нужно идти к директору. В этот момент меняет тактику: «Ну, может, и не списала, но аргументы не подходят, так что незачет». Мама просит показать сочинение, учитель даёт им посмотреть, объясняя, что ничего не доказано и не раскрыто. Критериев они не знают, поэтому всё, что оставалось – обреченно согласиться с вердиктом.

Зато сочинение удалось сфотографировать и отправить мне!

Разумеется, там всё, как я и думала: логично и доказано, аргументы подходят. Идеальным сочинение не назовёшь, но оно точно должно было получить «зачёт», о чем я сообщаю ученице и её маме. Вооружившись аргументами, мама с дочкой снова идут в школу, но уже сразу к завучу, с которым у Маши хорошие отношения. Дело доходит до директора, учитель стоит на своём: списала, плохо написала, она двоечница.

Сочинение дают на проверку еще одному учителю, у Маши почти нервный срыв, на уроках конфликт с учителем обострился. Через несколько дней завуч зовёт Машу и по секрету ей говорит, что второй проверяющий поставил бы «зачёт», но первый результат уже отправили, ничего исправить нельзя. Более того, она просит Машу просто пойти на пересдачу и не раздувать скандал, всё-таки у школы могут быть проблемы, да и зачем портить отношения, скоро уже выпуск.

Я, честно скажу, была поражена такой несправедливостью. Измученная мама уже не могла отпрашиваться с работы, а Маша не захотела подставлять завуча и школу, устала от разборок, и пошла на пересдачу в феврале.

Вот так из-за стереотипов одного учителя, из-за неумения признавать свои ошибки, совершенно незаслуженно получила «незачёт» девочка, которая приложила так много усилий, чтобы написать сочинение хорошо.

2. «Ты что тут самый умный?»

Вторая история будет про математику.

Лёша занимался у нас на курсах с сентября. Он был из тех учеников, которых называют «способный, но ленивый». В школе по математике тройки-четвёрки, особо интереса не проявлял, но схватывал быстро и при желании мог быть бы отличником.

На курсах Лёша занимался очень хорошо, больше всего поразили лайфхаки: задачи, которые он в классе решал минут 10, теперь решались за 40 секунд! Он был активен на уроках, был виден прогресс: контрольные без ошибок, домашнее задание почти всегда выполнено в срок. Родители не могли нарадоваться его успехам, ведь улучшились даже оценки в школе.

Эта история могла бы быть с хэппи-эндом, если бы некоторые взрослые люди могли бы просто порадоваться чужим успехам.

Учитель математики не могла не заметить резкое изменение в отношении Лёши к учёбе: он стал делать задания быстро и правильно. На одном из уроков она дала классу решить задачу из первой части ЕГЭ, Лёша справился быстрее всех и показал ей правильный ответ. Она спросила, как он решал, и он рассказал метод, который узнал на курсе (быстрое решение в обход нескольких формул).

Я знаю, что многие учителя относятся к лайфхакам с недоверием, но нужно признать, что на ЕГЭ они отлично работают, ведь важно получить правильный ответ за минимальное время.

Реакция учителя была очень бурной: «Что это такое!? Ты что тут самый умный? Ты перед кем выпендриваешься

Она сказала, чтобы Лёша оставил «свои фокусы» там, где его этому научили, а в школе чтобы решал, как все. «Ещё раз увижу подобное решение – «два» в журнал».

Одноклассникам стало интересно, что за метод вывел учителя из себя, они на перемене попросили Лёшу объяснить, как он так быстро решил задачу. И в этот момент она как с цепи сорвалась. Учитель сказала Лёше, чтобы тот не смел никому ничего рассказывать: «Если еще кто-то так решать, я тебя на порог класса не пущу».

Что не так с этим человеком? Ученик проявил интерес к предмету, начал показывать успехи – порадуйся, поддержи. Но нет. Тут и нечего комментировать.

3. О личном пространстве

Когда я веду урок, то часто хожу между рядами туда-сюда. И каждый раз, когда я проходила мимо парты Ани, она клала руку на тетрадь, как будто закрывая от меня то, что написано. Сначала меня это удивляло, я даже разок пыталась пошутить на этот счёт, что не украду её конспекты, но она даже не улыбнулась.

Потом я узнала эту историю. Она до сих пор вызывает у меня бурю негативных эмоций.

Аня всегда вела ежедневник: записывала туда задачи, дела, домашнее задание, распорядок дня, важные мысли, заметки, секреты.

В конце очередного урока учитель диктовал домашнее задание, Аня достала ежедневник, начала записывать. В этот момент возмущенный учитель подлетает к ней, вырывает ежедневник из рук со словами, что она совсем от рук отбилась, не стесняется при педагоге своими делами заниматься. Растерявшись, Аня только и успела сказать, что записывала домашнее задание, на что получила ещё одну порцию упрёков: «Домашнее задание записывают в дневник, а ты тут чем занимаешься? – и на этих словах женщина открывает ежедневник на первой попавшейся страничке, пробегается глазами и с ухмылкой зачитывает на весь класс.

Аня не сказала, что именно там было написано, но, видимо, что-то личное, потому что класс взорвался хохотом.

Я была в полном шоке, спросила, как отреагировали на это родители, была ли как-то наказана учительница за такую отвратительную выходку. Аня спокойно ответила, что никому об этом никогда не рассказывала, тем более родителям, и вообще, она сама виновата: не стоило приносить ежедневник с личными данными в школу.

Ученику вбили в голову, что он не имеет права на личное пространство, на собственные вещи, на неприкосновенность. Неужели некоторые учителя настолько чувствуют свою безнаказанность, власть над учениками, что не видят уже ни рамок морали, ни границ допустимого? И некому заступиться, некому это остановить: ученик просто держит в себе свои проблемы, а чувство несправедливости перерастает в чувство вины.

Из этих трёх историй складывается образ учителя (хотя такого человека с трудом можно назвать учителем), которым НЕ нужно быть. Настоящий учитель всегда поддерживает учеников, мотивирует, защищает. Многие школьники ведут себя неблаговидно, но учитель себе такого позволять не должен.

Школа – это жизнь в миниатюре. В школе детей учат не только физике и математике, но и общению, нормам поведения в социуме. И именно учитель в первую очередь должен показывать пример добропорядочности, справедливости, уважения к ближнему.

Алина Косова

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи