​Идеология единого госэкзамена

Введение единого государственного экзамена в школах — самая масштабная реформа в сфере образования при Владимире Путине. На тестовый режим проведения ЕГЭ ушло семь лет, а с 2008 года экзамены стали обязательными. ЕГЭ уменьшил коррупцию в вузах и школах, но мало какой реформе доставалось столько критики: и за спорные формулировки в тестах, и за то, что учителя «натаскивают школьников на ЕГЭ, а не дают реальные знания».

0
0
0
0
0
​Идеология единого госэкзамена Можно сказать уверенно: ЕГЭ – это хорошо!

От чего ушли

Раньше система проверки уровня образования регулировалась законом 1992 года, который имел зазор, удобный для возникновения произвола, граничащего порой с анархией: как уследить за объективностью экзаменационных оценок, поставленных учителями в школах и преподавателями в вузах? В таких благоприятных условиях завелся, как плесень, блат: как на дрожжах росли медалисты, пятерки рисовались так же, как фамилии в приказах о зачислении, росло черное репетиторство (когда преподаватели вузов готовили к конкретным вопросам, которые должны были быть на экзамене). Как результат, резко уменьшилось количество сельских абитуриентов, у которых не было удобных каналов связи и нужных сумм. Появилась необходимость в крупной реформе, которая смогла бы показывать беспристрастный результат выпускников школ и позволить проверять уровень владения предметом.

Ориентир на Запад

Тогда разработчики новой системы стали обращаться к международному опыту экзаменации и подбирать для себя оптимальную модель. Просто брать кальку с других экзаменов было невозможно. Например, стандартизированные тесты США и Великобритании схожи, но там тесты предлагают лишь выбор вариантов ответов, что не устраивало российских вузовских преподавателей: они настаивали на более сложных заданиях, в духе решения задачи, доказательства теоремы или написания эссе. Это, разумеется, утяжеляло работу, так как механической проверкой здесь бы не обошлось – требовался живой эксперт. Второй проблемой оказались десять часовых поясов: материалы на Сахалине использовать в Калининграде уже нельзя. Значит, для чистоты экзамена нужно готовить сопоставимые по сложности КИМы, что стало очень сложной задачей для тестологов и психометриков. Прибавьте ко всему прочему изощренную логистику (порой, вертолетами!) в особо отдаленные территории, в военно-морские базы - в общем, проблем у разработчиков хватало.

Кто делал?

К дискуссиям приглашались представители ведущих вузов, лучшие учителя школ Москвы, люди из Российской академии образования. Таким разношерстным составом пытались договориться, как лучше проверять ребят. В 2001 году был запущен проект на добровольном участии в 4 субъектах РФ, результаты которого учитывало только 16 вузов. К 2008 году дисбаланс между иногородними студентами и жителями обеих столиц существенно выровнялся.

Результаты контролировались комиссиями общественных наблюдателей и нехитрой математикой: если результаты оказывались сильно выше средних по региону или России, просили объяснений, если убедительных доказательств не предоставлялось, результаты обнулялись. Конечно, и здесь было не без мошенничества: стоило лишь привезти правильных детей писать ЕГЭ в правильное место, где все было подготовлено для того, чтобы экзамены сдались на высокий балл. Одной из причин ухищрений было то, что по итогам экзамена оценивали учителя, директора и даже заведующего РОНО. Низкие показатели – больной удар по региональному начальству, потому в погоне за цифрами делались мини-аферы. Только в 2016 году этот пункт с большим трудом отменили.

Сейчас, как показывают данные «Левада-центра», как таковой протестной волны против ЕГЭ нет, и люди благоприятно о нем высказываются (в 2017 году 59% опрошенных в возрасте 18–24 лет заявили, что относятся к ЕГЭ положительно и 32% — что отрицательно, при этом с увеличением возраста респондентов растет и количество недовольных ЕГЭ).

Резюмируя, можно сказать уверенно: ЕГЭ – это хорошо! В разы снизилась коррупция, аттестаты очистились от учительской лояльности или антилояльности, к тому же у их работы появился внешний измеритель: как потрудился со старшеклассниками, хорошо или средненько? А ты совсем скоро будешь поступать в вуз на честных основаниях среди других честных ребят – красота! Ну и готовиться нужно, конечно же, с профессионалами. Удачи на экзамене!

Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Как я жду ЕГЭ И готовлюсь к нему

Как я жду ЕГЭ

А вы знаете, что испытывает ваш ребёнок в 11 классе? Что может скрываться у него внутри за маской равнодушия, безразличия к учёбе или, наоборот, за стеной упорной подготовки и отказа от развлечений? Помните ли вы свои ощущения?

Эта статья для родителей, которые хотели бы лучше понять своих детей, помочь им, поддержать их в этот действительно непростой и важный год – год, когда заканчивается школа, когда подросток впервые должен преодолеть такой важный рубеж - выпускные экзамены. Когда я вспоминаю это время, мне кажется, что я испытала столько стресса, сколько не испытывала потом ни разу. Но мои впечатления уже стерлись, поэтому я предлагаю вам прочитать историю девочки, которая будет сдавать ЕГЭ уже совсем скоро – всего лишь через 4 месяца. Итак, знакомьтесь: Эля Десяткина. Она согласилась поделиться с нами тем, что, как ей кажется, может испытывать подросток в 11 классе (по крайней мере, испытывает она сама). О подростках, их (и своих) проблемах, о своей семье, проблеме выбора и о том, как она воспринимает учёбу и экзамены.

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ Cкрытая математика эффективного обучения

Как наш мозг нас обманывает при подготовке к ЕГЭ

Представьте, что вы участвуете в эксперименте А, а ваш друг - в эксперименте В. Вам задают вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %? Какова она в процентах?». А другу такой же, только вместо 65% звучит число 10. Вы вместе с другими испытуемыми в ответ на вопрос скажете “45%”, а ваш друг - “25%”. Комизма добавляет то, что числа 65 и 10 выбраны при вас случайным образом. Неужели одна цифра может так изменить наше мнение?

Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда обучаемся чему-то новому (в школе это половина времени, в которое мы не спим).
А чтобы не совершить ошибку, нужно для начала узнать о ее существовании. Давайте разбираться.

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому Что выбрать?

​Онлайн подготовка к ЕГЭ или репетитор на дому

Современные подростки стали настолько продвинутые, что уже в возрасте 15-17 лет часто могут сказать, чего они хотят от жизни. Если всего пять дет назад к нам в учебный центр приезжали мамы (иногда даже без детей!) и записывали их на курсы, то сейчас ситуация кардинально изменилась.

Всё чаще я слышу «говорите с ребёнком, мы не решаем!» и меня это очень радует: старшеклассники взяли управление судьбой в свои руки. Они сами решают, куда поступать, кем быть и как готовиться. Они более ответственно подходят к выбору предметов, направлений, вузов. Почему? Возможно, видели печальный опыт своих предшественников, за которых всё решили родители. Возможно, услышали советы тех людей, которые делились опытом успешной и неуспешной подготовки к ЕГЭ. А может быть, это связано с тем, что в современном мире подростки чувствуют себя гораздо увереннее многих взрослых: умеют найти нужную информацию, отличить полезное от бесполезного.
Ведь действительно, в интернете сейчас можно найти всё: узнать про профессии и вузы и даже подать документы!
А можно ли подготовиться к ЕГЭ онлайн, не выходя из дома? Или всё-таки отдать предпочтение старой доброй системе репетиторства на дому? Что будет эффективнее?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов? К чему приведут реформы в ЕГЭ?

​Запретят ли подавать документы в 5 вузов?

Совсем недавно в ЕГЭ и ОГЭ произошло много изменений: убрали литературные аргументы из русского языка, ввели устную часть – допуск к ОГЭ, запретили сдавать базовую и профильную математику одновременно. Всё чаще можно услышать из разных источников о том, что скоро введут больше обязательных предметов – историю, английский. А совсем недавно всех потрясла ещё одна новость – возможно, совсем скоро запретят подавать документы в 5 вузов, вернувшись к старой системе, когда можно было выбрать только один вуз и пытаться поступить только туда.

Эти слухи пугают, шокируют, заставляют паниковать раньше времени. И больше всего пугает неизвестность: действительно ли это будет?

Попробуем сегодня разобраться, в чем смысл всех этих нововведений и что же будет с нами, если слухи окажутся правдой.

Предыдущие статьи