Пятерка или жизнь: чем опасен синдром отличника?

​Пятерка или жизнь: чем опасен синдром отличника?

Подошел к концу учебный год — время собирать камни… и оценки в школе. Всем нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас и хорошо учились. Если еще и на одни пятерки — вообще огонь! Вопрос, который мучает меня давно: не подменяем ли мы «синдромом отличника» настоящее образование?

В оценках ли счастье?



Что же это за болезнь? Я сама ей не очень страдала, у меня были очень разные оценки в школе, не очень расстраивалась, когда получала тройку. Только в средне-старшей школе, когда я уже понимала, что хочу и что мне нравится, ситуация изменилась.

Институт я уже закончила с красным дипломом потому, что #всеправильносделал и действительно было очень интересно учиться.

Опираясь на свой опыт, у меня была мечта — сделать так, чтобы у ребенка удовольствие от учебы появилось ещё в школе. Логика проста: интересная учеба = хорошие оценки.

Я присматривалась к обучающим методикам, которые заточены на безоценочное обучение — например, на систему Эльконин-Давыдова. Мы даже проходили собеседование в школу, которая работает в таком режиме, однако там мне сказали, что моему ребенку нужна оценка, и что без этого у нее не будет стимула учиться.

Это утверждение поставило меня в тупик и немного развалило мое видение того, как должна учиться моя дочь. В тот момент я поняла его не совсем правильно. В итоге старалась идти параллельными путями, задействовать и интерес и мотивировать оценкой.

Со временем и для меня ее оценки стали играть большую роль. Нет, конечно, я по-прежнему говорила ей, что четвёрка — это отлично, а тройки, и двойки могут случаться, но сама ловила себя на мысли, что меня расстраивает, что она получает четыре по английскому, хотя занимается им уже уйму лет.

Чего греха таить, бывало, и ссорились из-за оценок, даже могла сравнить её с кем-то из знакомых или класса. В общем, все традиционные ошибки, которую приводят к комплексам и страданиям из-за успеваемости.

С другой стороны, я видела яркие реакции детей-отличников, которые плакали, когда получали «хорошо». Иногда они честно говорили, что их дома будут за это ругать.

И тут я себя останавливала и спрашивала: «Неужели у тебя у самой никогда не бывает плохого настроения или самочувствия? Действительно ли ты сама каждый день можешь выкладываться на 100%? Кому и что ребенок должен доказать в свои 7-10-14 лет? Или это мы родители хотим что-то кому-то доказать успехами своих детей?».

У меня, как всегда, нет ответов и советов – лишь одни вопросы, но кажется, если мы чаще будем ими задаваться и стараться честно ответить на них, от этого выиграют все. Понятное дело, своим детям мы хотим только добра, но что есть добро: быть отличником или быть счастливым?

Понимать и учиться принимать, что в жизни будут не только успехи, но и падения, и провалы. Не ломаться, а подниматься и идти дальше. Знать, что на свете есть близкие люди, которые поддержат тебя не потому, что ты самый лучший, а просто потому, что ты есть!

Кажется, эти навыки намного важнее всех пятерок на свете.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

MAXIMUM похожего