Мама говорит: грани дозволенного в критике ребёнка

​Мама говорит: грани дозволенного в критике ребёнка

Где проходит тонкая грань между конструктивной критикой и психологическим давлением? Как ее нащупать и не оступиться? На эти вопросы мы иногда не можем найти ответы и во взрослой жизни. Если рабочие отношения более-менее формализованы, то внутри семьи мы часто позволяем себе быть немного более резкими — вначале говорим и только  потом думаем.

Как не зайти далеко в критике ребенка?

Я считаю себя в целом, как это сейчас модно говорить, «осознанным» родителем, у меня достаточно либеральные взгляды на воспитание плюс огромный массив прочитанных околопсихологических статей на тему современного детства за плечами. Из всего это сложилась некая концепция, которой я стараюсь придерживаться. Ключевое слово здесь – «придерживаться».

Согласно этой системе, критиковать нужно, но осторожно и это даже не критика, а скорее совместный разбор ошибок и болезненного опыта, осторожное указание на альтернативные пути решения проблем. Нельзя давить своим авторитетом, ломать, сравнивать с другими детьми. И все бы хорошо, но какие-то модели поведения, видимо, зашиты в меня генетически.

В целом мне легко удается держать себя в рамках, когда речь идет о конфликтах с друзьями, сложных ситуациях в школе, спорах с учителями (стараюсь всегда поддерживать сторону ребенка). Но когда дело касается учебы — все концепции идут куда подальше.

Хоть я и понимаю, что все люди разные, кому-то легко дается одно, кому-то другое, кто-то созревает раньше, кто-то позже для мотивированной учебы, не всегда могу справится с потом критики (совсем неконструктивной), когда вижу процесс выполнения домашних заданий, нестабильные оценки в школе, получаю feed back от репетиторов.

Здесь вылезают все табу — сравниваем, вызываем чувство вины, говорим про то, «сколько я в тебя вложил», давим авторитетом и так далее.Потом после вспышки неконтролируемой критики, ты приходишь в себя и идешь извиняться… Но слово, как говорится, не воробей…

Тут ты начинаешь винить уже себя: «Ты — плохая мать, где все твои гуманистические идеалы и вот это все правильно написанное?!». К тому же последние годы общим местом стало считать, что корень всех наших проблем лежит в детстве. Современные бестселлеры, кино, психологические статьи — все кричит об этом.

И вот, ты уже рисуешь себе картину, как твой ребенок вырастает, и часть его зарплаты уходит на психоаналитиков, где они обсуждают ваши с ним взаимоотношения. Полный кошмар.

Выводов здесь никаких не будет. Или нет — будет. Мы все не идеальны, у нас есть устоявшиеся модели поведения, убеждения, комплексы и недостатки. Однако я верю, что каждый из нас имеет возможность трезво и реалистично оценить себя и найти все это, чего точно не может делать ребенок. Следующим шагом после признания — идет работа над собой, анализ и рефлексия и так всю жизнь. Это сложно.

 Когда я, например, уставшая прихожу с работы, и на меня ещё валятся школьные проблемы ребенка. я могу выйти из себя. Но потом я всегда анализирую ситуацию, прихожу к ребенку, извиняюсь и обсуждаю, рассказываю, где я была неправа и объясняю, почему моя реакция была именно такой.

Правильно ли я поступаю? Это расскажет моему ребенку психоаналитик на приеме во взрослой жизни. Не верю, что можно не совершать ошибок в воспитании, но верю, что о них можно и нужно говорить, в том числе и с детьми.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

MAXIMUM похожего

Пятерка или жизнь: чем опасен синдром отличника?

Пятерка или жизнь: чем опасен синдром отличника?

Подошел к концу учебный год — время собирать камни… и оценки в школе. Всем нам хочется, чтобы наши дети были лучше нас и хорошо учились. Если еще и на одни пятерки — вообще огонь! Вопрос, который мучает меня давно: не подменяем ли мы «синдромом отличника» настоящее образование?

Заставлять ребенка  читать или «забить» — вот в чем вопрос

Заставлять ребенка читать или «забить» — вот в чем вопрос

Телефон — зло, интернет — тупистика, книга — окно в мир знаний! Уверена, такие убеждения уже давно укоренились не только в моей «взрослой» голове. Тут же возникает вопрос: права ли я, заставляя ребенка читать «через не хочу», угрожая забрать телефон, если он не прочитает N страниц? Если честно, у меня нет ответа.