Как подготовить ученика к математике на сто баллов?

​Как подготовить ученика к математике на сто баллов?

Алия Султанова – онлайн-преподаватель MAXIMUM из Казани. В этом году ее ученик получил сто баллов за ЕГЭ по математике. В этом интервью она рассказала, как помогать ученикам добиваться высоких результатов, и с какими проблемами можно столкнуться при подготовке к экзамену.

Алия Султанова

Алия, поделись секретом — как написать математику на сто баллов?

Конечно, это непросто. Когда к нам приходят ребята в одиннадцатом классе, то это уже достаточно поздно, потому что объем материала огромный – с первого по одиннадцатый класс.

 Тем более и школьники, и преподаватели знают о том, что на экзамене есть задания не из школьного курса, и к ним нужно готовиться дополнительно, поэтому многое зависит от того, какая у ребенка база, с каким уровнем он приходит к нам на занятия.

Конечно, дальше имеет большое значение, какая мотивация у самого ученика, что может дать ему MAXIMUM и конкретный преподаватель. В моем случае, все эти факторы были в порядке.

На первом занятии, когда я его спросила: «Ну что, Андрей, на сколько мы хотим сдать экзамен?», он мне ответил: «Конечно же, на сто». И я уже понимала, в каком формате мы будем дальше работать в течение года.

А как он занимался? Что повлияло на его результат, кроме такой амбициозности?

Ну, я еще раз повторю, что была уже достаточно хорошая база, на которую можно было опираться. У нас было не так много часов – мы виделись раз в неделю, но к этому часу я готовилась очень много.

Я вообще бы сказала, что наша работа была максимально командной: он был крайне заинтересован в том, чтобы получать новые знания и во всем, что давали ему MAXIMUM и я. Он все впитывал, как губка, и это мотивировало готовиться еще лучше и больше к урокам.

Вообще, я оцениваю проведенный урок по количеству вопросов, которые мы задали друг другу. Обычно ребята просто сидят и ждут, когда я их что-то спрошу, а здесь была работа 50/50.

Я знала, что у него обязательно возникнут какие-то дополнительные вопросы по материалу. А чем больше мне задает вопросы ученик, тем приятней, что он действительно в этой теме хочет разобраться.

А были ли какие-то трудности при подготовке с ним?

Я сразу сказала всем своим ученикам, что они могут задавать любые вопросы в любое время. И действительно, вопросы возникали, зачастую не связанные с теми темами, которые мы уже прошли.

Поскольку я пообещала, что буду помогать, я сидела ночью и проверяла то, что он хочет решить, давала ему дополнительные задачи, которые считала нужными.

В этом плане уходило дополнительное время, но мне было безумно приятно, что ученик хочет заниматься сверхурочно. Андрею и всем остальным ученикам я постоянно говорила: «Я хочу, чтобы после того, как вы пройдете этот курс и сдадите экзамен, вы смогли сказать огромное спасибо самим себе».

А есть ли у тебя ещё какие-то секреты, как можно вытянуть ученика на высокие баллы?

Ученики сдают ЕГЭ, чтобы поступить в вуз на бюджет. Но ведь огромное количество заданий в ЕГЭ по математике созданы не просто так: часть из них пригождается в жизни.

 Когда, например, мы проходили экономические задачки, а это достаточно сложное задание в ЕГЭ, я им говорила о том, что математика позволяет нам увидеть какие-то жизненные ситуации схематично

  Тем ребятам, которые собираются в будущем связывать свою жизнь с математикой, я говорила о том, что в будущим это станет их каждодневным трудом, и лучше научиться это делать сейчас.

Как ты считаешь, почему математику так плохо пишут?

Математику действительно пишут по-разному. Все зависит от целей ученика, мы всегда на них ориентируемся. Кто-то, например, хочет только пройти порог.

Еще у преподавателей MAXIMUM по математике есть дружный чатик, и я заметила по их комментариям и своему опыту, что у многих ребят очень бурная фантазия, но она не обоснована с математической точки зрения.

То есть очень не хватает математической культуры. С чем это связано? С преподаванием в школах или с нежеланием обращать внимание на математику – это мне сказать сложно, но это достаточно грустно. На сложных уроках по заданиям второй части я следила, чтобы эта фантазия у ребят не выходила за рамки математики.

А что за фантазии?

Например, у нас есть задания формата 18-19, где нужно найти догадку, потому что очевидного решения нет. И когда ребята читают задание, они начинают предлагать какие-то идеи. И если у них возникают какие-то идеи, которые сложно связать с текстом, я объясняю, что нужно обращать внимание на те условия, которые у нас есть.

А какие еще есть проблемные зоны, которые мешают получать ученикам высокие баллы?

У меня две девочки в этом году сдавали кучу предметов. Как я понимаю, на всякий случай. В результате они разрывались в течение всего года и не успевали делать тот объем материала, который я прошу.

 Если ученики могут разграничить и спланировать время, то это здорово. Год действительно должен быть расписан по минутам, чтобы все успевать и прийти к нужному результату.

Математику пишут все, и поэтому это такая чувствительная тема. Как ты считаешь, что самое сложное в подготовке к математике?

Наверное, понимать зачем вообще это вам нужно. Многие ребята не собираются идти на какие-то технические специальности, но эта прокачка мозгов, которую можно получить в MAXIMUM — бесценна.

Очень важно уметь в какой-то критической ситуации решать жизненные задачи. А мы об этом и говорим, когда готовимся к математике. Мы показываем нашим ученикам удобные лайфхаки, но недостаточно их просто прослушать на уроке. Подготовка требует много самостоятельной работы.

Я прошу, чтобы ребята конспектировали занятия и работали не только устно. К тому же всегда есть возможность посмотреть те уроки, которые мы уже провели – я скидываю ребятам записи уроков на случай, если они что-нибудь подзабудут. Если ученик не понимает, зачем ему вся эта математика, то будет намного сложнее.

Одну ученицу мне удалось заинтересовать сложными заданиями, на решение которых уходит много времени (можно потратить минут двадцать, чтобы понять, как прийти к ответу). Мне удалось показать, что в любой даже самой сложной задаче можно очень хорошо разобраться. И ей понравилось! Я надеюсь, что в будущем математика будет приносить ей только удовольствие, а не пугать.

Как ты думаешь, мешает ли онлайн-формат качеству подготовки к экзамену?

Я думала об этом, потому что у меня есть и тот, и другой опыт. Поскольку качество презентаций безумно комфортное, а уроки очень хорошо продуманы, работать в таком формате даже удобнее. Все, что нужно, мы можем обсудить на слайде, я прекрасно вижу учеников.

Хотя мы находимся на огромном расстоянии друг от друга, на самом деле, получается очень живое общение. Поэтому я не считаю, что могут возникнуть какие-то сложности. Наоборот, в этом есть удобство.

Ну и напоследок. Что ты почувствовала, когда узнала, что твой ученик сдал математику на сто баллов?

На самом деле, я прекрасно понимала, что он сдаст на сто баллов, потому что мы очень хорошо работали – и он, и я. Когда он пришел с экзамена, то спокойно сказал, что все было очень просто, и мне стало ясно, что все будет отлично.

Когда он мне скинул баллы, я, конечно, очень искренне за него порадовалась. Этот ученик даже стал подумывать, чтобы как-то в будущем присоединиться к команде MAXIMUM, и я была бы рада, если бы он действительно в ней оказался.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

MAXIMUM похожего