Три причины, почему профориентация в классическом понимании больше не актуальна

0
0
0
0
0
Три причины, почему профориентация в классическом понимании больше не актуальна photo by: Выбор и мотивация

Во-первых, потому что сама идея выбора профессии один раз и на всю жизнь уже изжила себя. Мир меняется очень быстро, и знания, актуальные сейчас, в ближайшем будущем уже могут перестать быть таковыми. Особенно ощутимо это в области высоких технологий, в программировании: все больше молодых людей задаются вопросом, есть ли смысл получать высшее образование в этих направлениях, учитывая, что учебные заведения адаптируются к изменениям медленно. Т.е. есть риск поступить в университет и получить знания, которые были актуальны вчера, а сегодня все уже делают по-другому.

Бывает и иначе: то, что раньше делал отдельно взятый человек, теперь априори умеют делать все. Например, раньше в компаниях были специальные люди, которые занимались вычислениями и набором текста, со временем эти навыки стали универсальными. Сейчас уже редко пишут в резюме, что владеют Word и Excel, как правило, это само самой разумеется. В будущем количество подобных «универсальных» навыков сильно увеличится. В связи с этим намного важнее уникальные качества, которыми обладает человек: умение управлять своей деятельностью, исследовать и проектировать, анализировать и прогнозировать, быть гибким, быстро обучаться и т.д. Развитие этих и других надпрофессиональных навыков обеспечит человеку возможность работать в разных сферах и с разными задачами, без привязки к конкретной предметности.

Во-вторых, профессии быстро теряют свои границы. Многие процессы, на которые раньше тратил свои силы человек, теперь выполняет машина. Со временем все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано. И если в государственных учреждениях это менее заметно (хотя и там в последнее время стремятся к оптимизации человеческих ресурсов), то в частных компаниях предприниматели не заинтересованы держать «лишних» людей, если тот или иной процесс можно автоматизировать. Поэтому, как правило, человек в компании скорее не носитель одной конкретной профессии, а многофункциональный специалист, способный решать большое количество разнообразных проблем. И чем больше ты всего умеешь, тем ты ценнее как профессионал.

В-третьих, решить за человека, кем ему быть, значит лишить его свободы выбора и снять с него ответственность за собственную жизнь. Ведь именно этого ждут родители, которые приводят своих детей к специалистам по профориентации: дайте нам тест, скажите, кем ему быть и куда нам идти, освободите нас от мук выбора! Удивительно, но огромное количество родителей готовы доверить выбор профессии для своего подростка чужому человеку, но ни в коем случае - ему самому. Их можно понять - ведь подросток ничего не знает о профессиях, как же он может выбрать сам? Конечно же, сможет, если помочь ему разобраться, вот только путь этот длинный и сложный. И требует от родителя, чтобы он поверил в своего ребенка, чтобы передал ему ответственность и свободу выбора вектора собственной жизни. А на это мало кто решается.

Если Вы, как родитель, хотите поддержать своего ребенка в профессиональном самоопределении, но при этом не выбрать за него, а создать условия для его самостоятельного, осознанного выбора - обратите внимание на программу «Система Выбор».

Свежие публикации

Предыдущие статьи