Саша и самолёты

Для многих является настоящим открытием, что любимое дело может быть профессией. Большинство подростков, приходящих на программу «Система Выбор», имеет такую же установку. Давайте попробуем проанализировать, почему так происходит и как избежать ситуации, при которой работа становится тяжким бременем.

0
0
0
0
0
Саша и самолёты Полетели к счастью

-Саша, ты уже думал, кем хочешь стать?

-Ну, юристом каким-нибудь, менеджером…

-А чем ты больше всего любишь заниматься?

-Больше всего я люблю самолеты: собирать их модели, управлять ими, летать…

-Так почему бы тебе не связать свою будущую профессию с этим делом?

-А что, так можно…?

Казалось бы, простая мысль. Но для Саши было настоящим открытием, что любимое дело может быть профессией. Ситуация Саши для нас не исключение, а устойчивое правило: большинство подростков, приходящих на программу «Система Выбор», имеет такую же установку. Давайте попробуем проанализировать, почему так происходит.

Гипотеза 1: Отсутствие позитивного образа перед глазами, с которого можно было бы брать пример. То есть человека, который бы занимался любимым делом и зарабатывал на этом. Саше кажется, что работа - это бесконечная тягота жизни, но при этом единственный источник дохода. Поэтому, хочешь не хочешь, а придется этим заниматься. Все так делают, не ты первый, не ты последний. Выбора здесь особенного нет. А хочешь что-то для души - пожалуйста, в свободное от работы время. День поработал, а вечером и пожить можно. Значит ли это, что Сашины родители так живут и занимаются нелюбимым делом? Вероятно, хотя и необязательно. Часто мы встречаем семьи, где родителям действительно интересна их работа, вот только подростки этого не видят. Они видят уставших, приходящих домой взрослых, а что происходило у них на работе, занимало их и вдохновляло, остается за гранью видимого.

Разговор с одной клиенткой-родительницей:

Попробуйте рассказать ему о своей работе, что интересного, волнующего у Вас происходило за день.

Ирина, что интересного могло у меня произойти за день? Я работаю в цветочном магазине, здесь ничего интересного не происходит в принципе.

И после этого Вы ждете, что он захочет идти по Вашим стопам и будет следовать Вашим советам…?

Гипотеза 2: Итак, чем заняты родители, для Саши часто остается загадкой, зато он ежедневно видит работу другой группы людей - учителей. Учителем в России быть непросто: нагрузка огромная, зарплаты небольшие, поэтому встретить вдохновленного учителя с горящими глазами, бегущего вприпрыжку в школу - не самая простая задача. Исключениями, как правило, являются педагогические коллективы отдельных школ, где удается создавать и проносить особый командный дух, традиции, которые заложены в самой идее школы. В таких образовательных учреждениях намного больше учителей, искренне любящих свое дело и проявляющих это, школа для них - это нечто большее, чем работа, это принадлежность к определенной идее, к коллективу. Вот только таких образовательных учреждений у нас по пальцам пересчитать.

Гипотеза 3: Заниматься любимым делом в нашем обществе до сих пор по мнению многих считается «блажью». Делать надо, прежде всего, не то, что хочешь, а то, что надо. При этом, что именно надо - сложно сказать. Поэтому для того, чтобы заниматься любимым делом, нужно быть смелым, уверенным в себе, целеустремленным. Иначе тебя обязательно отговорят, запугают, перенаправят, в общем, до любимого дела не допустят. Любит ли наше общество смелых подростков? Как правило, очень не любит, потому что боится, ведь смелость всегда ходит рядом с опасностью. Сидящий за партой подросток школьной системе куда милее, чем сидящий на дереве. Уверенный в себе, целеустремленный человек не очень-то удобен, ведь им сложнее управлять: обретая свой вектор, он перестает быть ведомым. Это требует от учителя иного типа взаимодействия с учеником: необходимо мотивировать его, считаясь с его ценностями и целями - самый настоящий индивидуальный подход. Талантливые педагоги таким ситуациями радуются и всячески их поддерживают, но если говорить о системе в целом, то она пока к таким ученикам не особенно готова. А где еще развить у себя эти качества, как не в школе? Вариантов, на самом деле, много.

На этом месте хочется остановиться и подумать: есть ли все-таки у Саши шанс поверить в себя и свою возможность заниматься любимым делом и сделать из него профессию? Ответ безусловный: да. Что для этого могут сделать его родители?

Почаще рассказывать Саше о своей работе, ее позитивных сторонах. Какие свои ценности и смыслы реализуете вы на своей работе? Почему для вас важно то, чем вы занимаетесь? Удается ли вам через свое дело делать мир чуточку лучше? Что на своей работе радует вас кроме дней зарплаты? Если на работе вас ничего не радует и никакого смысла вы в ней не видите, меняйте эту работу. По крайней мере, ради Саши. Родитель для подростка - главный пример, и пока у него перед глазами будут изможденные взрослые, убивающие каждый свой день бессмысленной для них деятельностью, он вряд ли поверит, что можно жить как-то иначе.

Убедиться, что в жизни Саши помимо родителей есть взрослые люди, которые заняты любимым делом и могут быть хорошей ролевой моделью для него. Узнать, какими он видит своих школьных учителей - если среди них подобных людей нет, менять школу на ту, где они есть. Как никак, школа - это место, где подросток проводит большую часть жизни в течение 11 лет, а среда - значительный фактор в формировании личности человека.

Найти пространства, компании, секции, открытые для подростков, где с ними работают взрослые, любящие свое дело и занимающиеся им. Где целеустремленность, смелость, субъектность подростка будет поддерживаться и поощряться. Создавая программу «Система Выбор», мы руководствовались именно этими критериями.

Обсуждать с подростком его цели, интересы и помогать находить возможности для их реализации в повседневной жизни. Делиться с ним, как вам удается планировать время таким образом, чтобы успевать все, что действительно важно для вас.

Дерзайте, есть вещи, которые не стоит оставлять на авось.

Подробнее о программе «Система Выбор» можно почитать здесь: https://goo.gl/j9MfFV

Ирина Гришина

Свежие публикации

Как готовиться к ЕГЭ летом Советы вчерашнего выпускника
Предыдущие статьи