​Куда прикладывать прикладное и неприкладное образование или каково профессиональное будущее у студентов

Современный мир изменчив и непостоянен, и высшее образование неизбежно перенимает на себя эти же свойства. В свою очередь, это рождает множество вопросов: какие перспективы возможны после вуза? В чем качественные отличия прикладных специальностей от неприкладных? Каковы плюсы тех и других?

0
0
0
0
0
​Куда прикладывать прикладное и неприкладное образование или каково профессиональное будущее у студентов photo by: Как выбрать специальность

Чуть-чуть экскурса

Сейчас кажется чем-то самим собой разумеющимся, что высшее образование должно послужить подготовительной базой для профессиональной карьеры. Однако так происходило далеко не всегда. Еще в Средневековье университеты были такими местами, в которых желающие могли посвящать себя изучению истин и созданию нового знания: теологического, медицинского, философского, юридического. Высшая миссия университетского образования заключалась в совершенствовании знания как такового.

Эта миссия никуда не исчезла. Однако, как мы уже говорили, на сегодняшний день многое изменилось. К исторически сложившемуся мнению прибавилось представление о том, что главная задача вуза в обучении студентов профессиональным техникам и знаниям, с которыми выпускник сможет тут же приступить к реальной работе.

Эта неразбериха вынудила поделить высшее образование на прикладное и неприкладное. Какие, к слову, специальности могут считаться прикладными? Все те, к которым не возникает вопросов: «А кем потом работают эти люди?». Это туризм, прикладная информатика, гостиничное дело, деревообработка, металлургия, журналистика и многое-многое другое.

Тогда, кажется, разобрались с лозунгом. «Выбирай специальность в зависимости от того, что тебе нужно: подготовка к профессии или развитие интеллектуальных способностей (и сделай предсказуемый выбор в пользу первого)».

На самом деле, все не так просто и очевидно.

На фундаментальном образовании не стоит крест безработицы, как может сложиться впечатление. Оно наиболее полно отражает идею высшего учебного заведения, так как формирует масштабное разнообразное знание у студентов, более широко охватывает все направление обучения. А раз охват больше, то, в каком-то смысле, профессиональный диапазон у «фундаментала» больше.

Забавно, но этот факт может быть одновременно и преимуществом, и слабой стороной. Вот пример: две специальности - социально-культурная деятельность и культурология. Культурологу открыты многие дороги: работа в музеях, галереях, театрах, в научной стезе, в изданиях. Дороги есть, но они абстрактные и неопределенные. СКД-шник же ориентирован на организацию культурных проектов, что уже профессионального потенциала культуролога, но гораздо конкретнее. Данная узконаправленность более понятна работодателю, ему яснее видится возможный функционал работника. В таком случае, успех трудоустройства «фундаментала» зависит напрямую от устраивающегося, поскольку из-за широты неприкладного образования не

сформированы ясные механизмы устройства (как, например, этим славятся металлургические факультеты в городах с металлолитейными заводами).

Еще один важный момент.

Во что вам закрытыми глазами легче попасть пальцем: в пуговицу или яблоко? Очевидно, что в яблоко, потому что его площадь больше. Выбирая узкую прикладную специальность, многие вчерашние школьники рискуют получить неподходящее для них образование, которое, спустя год-два, отобьет всякое желание работать по специальности. Такое происходит нередко. У «неприкладников» с этим немного легче: широта специальности открывает им более разноплановый круг практик и образовательных курсов, которые можно опробовать, примерить на себе и понять, что окажется «вашим пальто».

Что же тогда делать?

Как получить более конкретное и «полезное» в будущем образование, и при этом не попасться на минное поле рисков?

Существует схема, по которой многие студенты ходят проторенной дорогой. Не забывайте, что кроме бакалавриата есть еще и магистратура, программа которой всегда очень конкретна и узка. Это значит, что теоретически вы можете обучиться на бакалавриате «для себя», нащупать в ходе своего взросления наиболее интересные зоны, и ударить по ним авангардом уже в магистратуре. Например, пойти на филологический факультет, понять, что вам больше нравится заниматься не переводами, а написанием текстов, и смело направиться в магистратуру на, скажем, медиапроизводство, где вам подробно объяснят, как существуют современные СМИ.

Какой путь вам окажется наиболее близким – решать вам. Следует учесть временные траты, перспективы направлений, ваши индивидуальные предпочтения и возможности. При этом не будем забывать, что оба образовательных лагеря одинаково сталкиваются с одной и той же проблемой при трудоустройстве – с опытом работы. Он нужен всем. Только осознанный подход поможет вам разобраться с выбором. Желаем удачи!

Ксения Крашенникова

Свежие публикации

Предыдущие статьи