​Почему мы прокрастинируем? (и не готовимся к ЕГЭ)

Знакомое состояние: дел невпроворот, нашествие контрольно-проверочных, вдобавок дышит в затылок тотальная уборка по дому. Ах, да, еще приближается ЕГЭ – но это отдельная горемычная эпопея твоей жизни, от мысли о которой встают волосы дыбом. Что делать? Правильно, смотреть видео на ютубчике о сезонном оперении южноамериканских птиц.

0
0
0
0
0
​Почему мы прокрастинируем? (и не готовимся к ЕГЭ) photo by: ЕГЭ наступает

Эта бестолковая трата сил и внимания при наличии насущных задач называется прокрастинацией (подменой неприятного, но важного дела какой-то ерундой). Давайте рассмотрим это явление как будто немного издалека и изучим врага вдоль и поперек – на войне как на войне.

Это явление встречается не только у людей, но и у животных. К слову, о птицах: самки крачки при угрозе жизни ее птенцам между защитой, контратакой и бегством выбирают… почистить перышки. Подобных примеров в природе встречается множество.

Почему мы так странно можем вести себя в ситуациях, требующих от нас наибольшей концентрации? Ученые тоже задались этим вопросом и обнаружили, что корень этого феномена лежит в устройстве нашего мозга. Оказывается, за наше восприятие настоящего времени отвечает один участок головного мозга, а за восприятие других людей и будущего «я» - совершенно другой. Это значит, что наш мозг идентифицирует нас в будущем как посторонних людей: я в конце года, сдающий математику, - это и не я вовсе, а другой человек! Пусть сам и разбирается, а я могу полистать ленту VK.

Битвы с мозгом – это борьба с ветреными мельницами, скажете вы; но способ его приручить все-таки есть, отвечу я. И разобраться в этом вопросе снова помогли эксперименты из нейропсихологии. Был поставлен следующий эксперимент: у двух групп людей спрашивали, сколько они рассчитывают оставить средств на пенсию. При этом второй группе показывали их фотографии, искусственно состаренные графическим редактором. Результаты показали, что вторая группа называла цифру вдвое больше первой группы.

О чем говорит этот эксперимент? Мы можем наводить мосты между этими разными участками головного мозга и тем самым уменьшать эффект прокрастинации. Необходимо воспользоваться образным мышлением и памятью – представить во всех подробностях то, как вы будете выполнять ту или иную работу. Так, ваше будущее «я» приблизится к «я» настоящему, тогда отвлекаться на безделье будет существенно сложнее – ведь вы уже примерили на себе опыт будущей работы и она стала неотъемлемой частью вашего настоящего.

Если переносить этот пример на плоскость подготовки к ЕГЭ, то для борьбы с прокрастинацией в 11 классе вам потребуется представить во всех возможных подробностях, как вы будете сидеть за партой в день экзамена, решать задачи из всех блоков и на какой результат вы можете рассчитывать, если напишете экзамен с вашими текущими знаниями предмета. Стоит даже немного расширить область будущего: куда вы сможете поступить с этими результатами? Как близко этот результат стоит к вашим притязаниям на высшее образование? Раскрасьте эту смоделированную картинку эмоциональными и реалистичными красками, чем ближе она к оригиналу – тем лучше эффект.

Ну что, представили? Тогда вы сделали два дела: синхронизировали два участка мозга и смотивировали себя сразу после прочтения этой статьи заняться подготовкой к ЕГЭ. Вперёд!


Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Предыдущие статьи