​"PBL". Что за этим стоит?

Как легко увязнуть в трясине трехбуквенных аббревиатур! Особенно, когда речь идёт о поступлении. Вуз, ЕГЭ, ОГЭ, ОФП, ПДД, стоп, подождите минуточку, не так быстро и только по делу, пожалуйста! А вот для того, чтобы не запутаться и понимать, что же нам пригодиться, а на что не стоит тратить время, конечно, стоит разобраться, что стоит за мистическими буквами. Сегодня мы поговорим про PBL. Звучит непонятно, выглядит еще более незнакомо, а значит - в бой, разбираться и узнавать новое!

0
0
0
0
0
​"PBL". Что за этим стоит? Project Based Learning и Problem Based Learning

У аббревиатуры PBL есть две расшифровки: Project Based Learning и Problem Based Learning: проектно-ориентированное и проблемно-ориентированное обучение, соответственно. В то время, как освоение материала при помощи проектного взаимодействия больше распространено в обучении детей (но не ограничено) и языковом обучении, PBL во втором своем значении более характерно для зарубежных университетов. В российских вузах также давно применяется технология проблемного обучения. Между тем, различия между отечественным проблемным обучением и PBL есть.

Начнем с более знакомого и понятного, родного. Суть проблемного обучения заключается в таком способе организации образовательного процесса педагогом, в котором ученики самостоятельно работают над решением сложностей, ставя задачи, разбирая противоречия проблемы и приходя к множеству возможных вариантов выходов из ситуации. В PBL учащиеся также сталкиваются с проблемой и вариантами ее решения, но в данной педагогической модели главным является развитие способности самостоятельного обучения и креативного подхода в решении проблем, а не разрешение конкретной проблемы как таковой. В связи со спецификой задач, технология PBL широко распространена в медицинских вузах, где такая методика является наиболее приближенной к реальным условиям работы будущих специалистов.

Это ни в коем случае не означает, что университеты, практикующие проблемно-ориентированное обучение напрочь отказываются от привычных и классических в академическом смысле лекций и семинаров. Без базового знания теории никакое критическое и креативное мышление не даст положительных результатов. Тем не менее, пропорции лекционных, семинарских и PBL занятий варьируются от вуза к вузу. В некоторых вузах PBL проходит всего лишь пару раз в неделю, являясь подспорьем традиционному образованию, в других - это основной метод обучения студентов, подкрепляемый лекциями и самостоятельной работой студентов с необходимой литературой.

Один мой знакомый учился по системе PBL в английском университете Кила на офтальмолога. С его слов, применение данной системы делало занятия гораздо более увлекательными, что помогало глубже понимать материал. Стандартный урок шел по такому сценарию: класс разбивался на группы по 4-5 человек, каждой группе выдавался кейс с проблемой, как правило - реальной историей болезни пациента. Группа изучала и анализировала предоставленную информацию, устраивала брейншторминги, сопоставляла симптоматику с возможными заболеваниями и расстройствами зрительного аппарата в живой дискуссии, чтобы прийти в возможным вариантам заболевания. Помимо динамичности такого вида образования, он также отметил, что в последующей практике по завершении университета многие разобранные проблемы реально помогли в диагностике заболеваний пациентов.

В любом случае, независимо от методики, основной задачей университета в подготовке будущих специалистов является соответствие стандартам образования по данной дисциплине и уровню квалификации выпускаемого специалиста. Поэтому таким вопросом, как выбор методики обучения, каждый студент должен задаться самостоятельно, и исходя из личностных характеристик и сложившегося за годы школьного образования личного опыта, решить, готов ли он попробовать PBL.

Свежие публикации

Предыдущие статьи