​Каково оказаться на домашнем обучении ?

В России упоминание о домашнем обучении подобно приложению на смартфоне, которое ни разу не открывалось с момента покупки: все знают, не все понимают, пользуются – единицы. Будем говорить об обучении на дому, о том, кому это нужно, чтобы задаться риторическим (или нет) вопросом, нужно ли это вам.

0
0
0
0
0
​Каково оказаться на домашнем обучении ? А ты бы смог учиться без постоянного присмотра?

Домашнее обучение в РФ легализовано законом 1992 года «Об образовании», и право на выбор между школой и домашними занятиями имеет любой родитель. К тому же получать домашнее образование можно опционально. Можно учиться в «очно-заочной» форме: в таком виде школа не вычеркивается из распорядка дня ребенка, а посещается пару раз в неделю, где разбирается новый материал, который после отрабатывается дома с родителями. Есть формат полного анскулинга: в школу такие дети не ходят совсем, учатся индивидуально, сообразно родительскому представлению о правильном обучении. В общем-то, никаких ограничений для таких семей нет, главным обязательством для детей является своевременная сдача нормативных экзаменов и аттестации, проверяющих уровень освоения школьной программы. А есть совсем островной хоумскулинг: родитель имеет право перевести ребенка на домашнее образование по выборочным предметам.

Вопрос, заявленный в шапке, все так же актуален: кому и зачем это нужно? По праву говоря, этот вопрос – своего рода вешалка в театре, и у любого родителя, принявшего это решение, должно быть четкое и конкретное осознание причины. А причины у всех разные: это может быть состояние здоровья ребенка, частые разъезды родителей по роду профессии или спортивная карьера ребенка, мешающая регулярно посещать школу; это может быть просто недовольство стандартизированной системой школьного обучения, воспитывающей серость и одинаковость или сложные конфликтные отношения с коллективом. В случае с попредметным переводом на домашнее обучение причиной чаще всего встает неразрешимое противоречие с учителем или отсутствие у него педагогического таланта.

Из однозначных плюсов семейного образования можно назвать возможность дать более высокое качество образования ввиду сокращения часов обучения таким предметам, как, например, музыка и изо, и увеличения нагрузки по профильным. К тому же система самообразования развязывает руки родителям в выборе педагогов (чаще всего такие ученики занимаются с репетиторами), учитывает индивидуальные особенности и интересы ученика, развивает его самоорганизацию, а также позволяет родителю контролировать образовательный процесс. Как показывает практика, дети, получившие домашнее образование, являются более разносторонне развитыми, чем их сверстники, учившиеся в школе, имеют более осознанное мнение, чем им хочется заниматься дальше, а также более углубленные знания в интересующих областях – сказывается индивидуальный подход.

Минусы, однако, тоже довольно очевидны: на родителей возлагается высокая ответственность за результат - за то, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка мотивацию. К тому же такое обучение часто оказывается довольно затратным: не каждый может себе позволить репетиторов по всем предметам. Те же, кто решается обучать детей без помощи профессиональных педагогов, рискуют оказываться недостаточно компетентными, и тогда результат может быть весьма плачевными. Еще одно уязвимое место такого обучения - ограничение социализации ребенка, поскольку, скорее всего, он будет часто оказывается один-на-один с собой, либо с очень узким кругом людей – родителями и учителями.

Так или иначе, решение о домашнем обучении должно быть принято обоюдно: и родителями, и их детьми. Важно помнить, что этот процесс обратимый, и если эксперимент окажется не совсем удачным, ребенок всегда сможет вернуться в школу.

Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

​Самообразование Путь к успешной карьере

​Самообразование

Многие ученики строят планы о том, как они поступят в крутой вуз и будут учиться, получая престижную профессию, а потом эти мечты разбиваются в дребезги о лень и неумение организовать своё время.

К сожалению, это проблема не сотен, а тысяч учеников нашей страны.

Перед поступлением нужно понять, что вуз очень сильно отличается от школы. Там не будут проверять домашку, следить за посещаемостью, вызывать родителей… и это может сильно расслабить новоиспеченного студента. Зачем ходить, если никто не ругает? Зачем учить, если никто не спрашивает?

А потом приходит сессия, и нерадивые ученики вылетают из вуза, как пробки. Подготовиться к пяти зачетам и трём экзаменам за неделю? Выучить всё то, что проходили полгода, за несколько дней? Нереально для многих.

Отсюда нервные срывы, недосып, заваленная сессия и «я пришёл забрать документы». Ну или в крайнем случае: «Вы отчислены». А ведь всего-то нужно было не давать себе расслабляться…

Предыдущие статьи