​Каково оказаться на домашнем обучении ?

В России упоминание о домашнем обучении подобно приложению на смартфоне, которое ни разу не открывалось с момента покупки: все знают, не все понимают, пользуются – единицы. Будем говорить об обучении на дому, о том, кому это нужно, чтобы задаться риторическим (или нет) вопросом, нужно ли это вам.

0
0
0
0
0
​Каково оказаться на домашнем обучении ? А ты бы смог учиться без постоянного присмотра?

Домашнее обучение в РФ легализовано законом 1992 года «Об образовании», и право на выбор между школой и домашними занятиями имеет любой родитель. К тому же получать домашнее образование можно опционально. Можно учиться в «очно-заочной» форме: в таком виде школа не вычеркивается из распорядка дня ребенка, а посещается пару раз в неделю, где разбирается новый материал, который после отрабатывается дома с родителями. Есть формат полного анскулинга: в школу такие дети не ходят совсем, учатся индивидуально, сообразно родительскому представлению о правильном обучении. В общем-то, никаких ограничений для таких семей нет, главным обязательством для детей является своевременная сдача нормативных экзаменов и аттестации, проверяющих уровень освоения школьной программы. А есть совсем островной хоумскулинг: родитель имеет право перевести ребенка на домашнее образование по выборочным предметам.

Вопрос, заявленный в шапке, все так же актуален: кому и зачем это нужно? По праву говоря, этот вопрос – своего рода вешалка в театре, и у любого родителя, принявшего это решение, должно быть четкое и конкретное осознание причины. А причины у всех разные: это может быть состояние здоровья ребенка, частые разъезды родителей по роду профессии или спортивная карьера ребенка, мешающая регулярно посещать школу; это может быть просто недовольство стандартизированной системой школьного обучения, воспитывающей серость и одинаковость или сложные конфликтные отношения с коллективом. В случае с попредметным переводом на домашнее обучение причиной чаще всего встает неразрешимое противоречие с учителем или отсутствие у него педагогического таланта.

Из однозначных плюсов семейного образования можно назвать возможность дать более высокое качество образования ввиду сокращения часов обучения таким предметам, как, например, музыка и изо, и увеличения нагрузки по профильным. К тому же система самообразования развязывает руки родителям в выборе педагогов (чаще всего такие ученики занимаются с репетиторами), учитывает индивидуальные особенности и интересы ученика, развивает его самоорганизацию, а также позволяет родителю контролировать образовательный процесс. Как показывает практика, дети, получившие домашнее образование, являются более разносторонне развитыми, чем их сверстники, учившиеся в школе, имеют более осознанное мнение, чем им хочется заниматься дальше, а также более углубленные знания в интересующих областях – сказывается индивидуальный подход.

Минусы, однако, тоже довольно очевидны: на родителей возлагается высокая ответственность за результат - за то, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка мотивацию. К тому же такое обучение часто оказывается довольно затратным: не каждый может себе позволить репетиторов по всем предметам. Те же, кто решается обучать детей без помощи профессиональных педагогов, рискуют оказываться недостаточно компетентными, и тогда результат может быть весьма плачевными. Еще одно уязвимое место такого обучения - ограничение социализации ребенка, поскольку, скорее всего, он будет часто оказывается один-на-один с собой, либо с очень узким кругом людей – родителями и учителями.

Так или иначе, решение о домашнем обучении должно быть принято обоюдно: и родителями, и их детьми. Важно помнить, что этот процесс обратимый, и если эксперимент окажется не совсем удачным, ребенок всегда сможет вернуться в школу.

Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Скрытая математика выбора профессии и вуза Как наш мозг нас обманывает

Скрытая математика выбора профессии и вуза

Представьте, что вы известный математик времён Второй мировой войны. Правительство обращается к вам с проблемой: в воздушных войсках большие потери. Некоторые бомбардировщики возвращаются на базу, но пробоины в них распределены неравномерно: больше всего на фюзеляже, меньше - в топливном баке и двигателе. Логичным будет обеспечить броней пробитые места, верно?

Как ни парадоксально, но нет: пробоины на вернувшихся самолётах показывают места, в которых они могут получить повреждения и выжить. А получившие повреждения в других местах (двигатель и топливный бак, например), уже не могут вернуться на базу и попасть в статистику по пробоинам. Именно таков был ответ венгерского математика Абрахама Вальда.
Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда принимаем одно из самых важных решений в жизни - какую профессию выбрать и в какой вуз поступить.

Предыдущие статьи