​Каким учителем не надо быть?

24.05.2020
Редакция портала
Редакция портала
Материал написан силами наших журналистов и экспертов

Никто не станет спорить с утверждением, что учитель играет огромную роль в жизни каждого человека. Да, почти все мы не любили школу, не хотели учиться, вставать в 7 утра, делать домашнее задание — это нормально. Оглядываясь назад, многие вспоминают с теплом своих учителей. Но не все. И это не вина учеников. Я хочу поделиться реальными историями о школьных годах моих учеников, рассказать, каким учителем не надо быть.

каким учителем не надо быть

Сегодня я сделаю смелое заявление: учитель НЕ всегда прав. Об этом не принято говорить, но если продолжать молчать, такие ситуации будут повторяться снова и снова.

Итак, несколько историй о том, как НЕ нужно себя вести, работая с детьми.

  1. О стереотипах.

Ко мне в группу подготовки к Итоговому сочинению пришла девочка Маша. Она честно призналась, что читает мало, сочинения пишет плохо, с учителем по русскому и литературе у неё конфликт. Девочке в школе было сказало, что допуск к ЕГЭ она не получит, сочинение на 350 слов с привлечением литературного аргумента не напишет и вообще «таким недалёким после девятого уходить нужно было».

Для меня такие ученики – не редкость, особенно если учесть плохие отношения с учителем, от которых напрямую зависит интерес к предмету. Но у нас было много времени: мы делали упражнения, подтянули грамотность, разобрали по косточкам несколько классических произведений, полностью прописали сочинения , подготовили эталонные аргументы по всем темам. Два месяца упорной работы – и я поняла: она сдаст!

Через неделю Маша мне пишет: «У меня незачет».

Что? Как? Непонятно, ведь я видела, что мы подготовились! Может, перенервничала? Тут же прошу фото сочинения, но сфотографировать сочинение не разрешили. Работу проверял, как вы понимаете, «тот самый» учитель.

Маша приходит в школу с мамой, чтобы выяснить причины, учитель говорит: «Списала. Сама бы она так не написала, я её знаю».

Мама в шоке, Маша говорит, что не списывала, замечаний не получала.

Камер не было (а жаль!), но презумпцию невиновности никто не отменял. Когда мама пришла в себя, то пошла в атаку: дочь обвиняют бездоказательно, нужно идти к директору. В этот момент меняет тактику: «Ну, может, и не списала, но аргументы не подходят, так что незачет». Мама просит показать сочинение, учитель даёт им посмотреть, объясняя, что ничего не доказано и не раскрыто. Критериев они не знают, поэтому всё, что оставалось – обреченно согласиться с вердиктом.

Зато сочинение удалось сфотографировать и отправить мне!

Разумеется, там всё, как я и думала: логично и доказано, аргументы подходят. Идеальным сочинение не назовёшь, но оно точно должно было получить «зачёт», о чем я сообщаю ученице и её маме. Вооружившись аргументами, мама с дочкой снова идут в школу, но уже сразу к завучу, с которым у Маши хорошие отношения. Дело доходит до директора, учитель стоит на своём: списала, плохо написала, она двоечница.

Сочинение дают на проверку еще одному учителю, у Маши почти нервный срыв, на уроках конфликт с учителем обострился. Через несколько дней завуч зовёт Машу и по секрету ей говорит, что второй проверяющий поставил бы «зачёт», но первый результатуже отправили, ничего исправить нельзя. Более того, она просит Машу просто пойти на пересдачу и не раздувать скандал, всё-таки у школы могут быть проблемы, да и зачем портить отношения, скоро уже выпуск.

Я, честно скажу, была поражена такой несправедливостью. Измученная мама уже не могла отпрашиваться с работы, а Маша не захотела подставлять завуча и школу, устала от разборок, и пошла на пересдачу в феврале.

Вот так из-за стереотипов одного учителя, из-за неумения признавать свои ошибки, совершенно незаслуженно получила «незачёт» девочка, которая приложила так много усилий, чтобы написать сочинение хорошо.

2. «Ты что тут самый умный?»

Вторая история будет про математику.

Лёша занимался у нас на курсах с сентября. Он был из тех учеников, которых называют «способный, но ленивый». В школе по математике тройки-четвёрки, особо интереса не проявлял, но схватывал быстро и при желании мог быть бы отличником.

На курсах Лёша занимался очень хорошо, больше всего поразили лайфхаки: задачи, которые он в классе решал минут 10, теперь решались за 40 секунд! Он был активен на уроках, был виден прогресс: контрольные без ошибок, домашнее задание почти всегда выполнено в срок. Родители не могли нарадоваться его успехам, ведь улучшились даже оценки в школе.

Эта история могла бы быть с хэппи-эндом, если бы некоторые взрослые люди могли бы просто порадоваться чужим успехам.

Учитель математики не могла не заметить резкое изменение в отношении Лёши к учёбе: он стал делать задания быстро и правильно. На одном из уроков она дала классу решить задачу из первой части ЕГЭ, Лёша справился быстрее всех и показал ей правильный ответ. Она спросила, как он решал, и он рассказал метод, который узнал на курсе (быстрое решение в обход нескольких формул).

Я знаю, что многие учителя относятся к лайфхакам с недоверием, но нужно признать, что на ЕГЭ они отлично работают, ведь важно получить правильный ответ за минимальное время.

Реакция учителя была очень бурной: «Что это такое!? Ты что тут самый умный? Ты перед кем выпендриваешься?»

Она сказала, чтобы Лёша оставил «свои фокусы» там, где его этому научили, а в школе чтобы решал, как все. «Ещё раз увижу подобное решение – «два» в журнал».

Одноклассникам стало интересно, что за метод вывел учителя из себя, они на перемене попросили Лёшу объяснить, как он так быстро решил задачу. И в этот момент она как с цепи сорвалась. Учитель сказала Лёше, чтобы тот не смел никому ничего рассказывать: «Если еще кто-то так решать, я тебя на порог класса не пущу».

Что не так с этим человеком? Ученик проявил интерес к предмету, начал показывать успехи – порадуйся, поддержи. Но нет. Тут и нечего комментировать.

3. О личном пространстве

Когда я веду урок, то часто хожу между рядами туда-сюда. И каждый раз, когда я проходила мимо парты Ани, она клала руку на тетрадь, как будто закрывая от меня то, что написано. Сначала меня это удивляло, я даже разок пыталась пошутить на этот счёт, что не украду её конспекты, но она даже не улыбнулась.

Потом я узнала эту историю. Она до сих пор вызывает у меня бурю негативных эмоций.

Аня всегда вела ежедневник: записывала туда задачи, дела, домашнее задание, распорядок дня, важные мысли, заметки, секреты.

В конце очередного урока учитель диктовал домашнее задание, Аня достала ежедневник, начала записывать. В этот момент возмущенный учитель подлетает к ней, вырывает ежедневник из рук со словами, что она совсем от рук отбилась, не стесняется при педагоге своими делами заниматься. Растерявшись, Аня только и успела сказать, что записывала домашнее задание, на что получила ещё одну порцию упрёков: «Домашнее заданиезаписывают в дневник, а ты тут чем занимаешься? – и на этих словах женщина открывает ежедневник на первой попавшейся страничке, пробегается глазами и с ухмылкой зачитывает на весь класс.

Аня не сказала, что именно там было написано, но, видимо, что-то личное, потому что класс взорвался хохотом.

Я была в полном шоке, спросила, как отреагировали на это родители, была ли как-то наказана учительница за такую отвратительную выходку. Аня спокойно ответила, что никому об этом никогда не рассказывала, тем более родителям, и вообще, она сама виновата: не стоило приносить ежедневник с личными данными в школу.

Ученику вбили в голову, что он не имеет права на личное пространство, на собственные вещи, на неприкосновенность. Неужели некоторые учителя настолько чувствуют свою безнаказанность, власть над учениками, что не видят уже ни рамок морали, ни границ допустимого? И некому заступиться, некому это остановить: ученик просто держит в себе свои проблемы, а чувство несправедливости перерастает в чувство вины.

Из этих трёх историй складывается образ учителя (хотя такого человека с трудом можно назвать учителем), которым НЕ нужно быть. Настоящий учитель всегда поддерживает учеников, мотивирует, защищает. Многие школьники ведут себя неблаговидно, но учитель себе такого позволять не должен.

Школа – это жизнь в миниатюре. В школе детей учат не только физике и математике, но и общению, нормам поведения в социуме. И именно учитель в первую очередь должен показывать пример добропорядочности, справедливости, уважения к ближнему. Это необходимый задел для поступления в вуз.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии