​Как выбирают профессию за рубежом?

Само слово «профориентация» - не из российской лексики, и практика эта тоже для России пришлая. Несмотря на это полезное заимствование, различия между российскими техниками профессиональной диагностики школьников и зарубежными отличаются. Приведем несколько профориентационных традиций в некоторых странах.

0
0
0
0
0
​Как выбирают профессию за рубежом? А как во всём мире?

Франция

Здесь учителя начинают наблюдать за способностями ребенка, начиная с младшей школы. К середине школьного курса специалисты знакомят учеников с актуальными профессиями на рынке труда. Все данные вносят в индивидуальное досье, которое заводится в день поступления.

В школах работают профильные психологи, которые составляют рекомендации по развитию способностей и интересов ребенка, чтобы помочь ему реализоваться в выбранной профессии. Во Франции под эгидой правительства действуют специальные Центры информации и ориентации, в которые можно обратиться, если нужно разобраться с самоопределением.

Германия

Профориентационные работы в Германии проводят с применением практических методик тестирования, опросов и консультаций. Все данные, полученные во время исследований, заносятся в индивидуальную рабочую тетрадь, где, помимо результатов тестов, имеются сведения о семье, интересах и профессиональных склонностях ученика. На основе данных, которые попадают в тетрадь, специалисты проводят консультации со школьниками.

После окончания школы выпускники продолжают специализированное обучение уже на потенциальном рабочем месте. Работодатель предлагает два варианта учебы: общее направление дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированный путь позволит освоить практические навыки в мастерских или на производстве.

Канада

За профессиональную ориентацию подростков в Канаде отвечают так называемые «центры выбора», которые есть при каждом государственном университете. Помимо тестов и исследований здесь проводят курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Япония

В Японии с профориентацией разбираются ещё в средней школе, если не раньше — это одно из ключевых направлений общего учебного процесса.

Здесь существует уникальная методика, разработанная профессором Фукуямой. Метод основан на «трех китах» осознанного выбора деятельности: самоанализ, оценка специальностей, профессиональные пробы. Его суть заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по 62-м пунктам. На основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения.

Разница с Россией

В России также популярны методики профориентационного диагностирования, однако они не учитывают эффективные наработки западных коллег в этой области. Как правило, российская профориентация фокусируется на одной-двух основных профессиях, в то время как экономически успешные страны предпочитают веерное разнообразие.

Как показывает многолетний опыт иностранных коллег, первые исследования способностей и интересов следует делать уже в младших классах. И стоит прибавить, что особенно полезно и продуктивно настраивать каналы связи работодателей с центрами профориентации: прямой контакт школьников с отраслевыми профессионалами стимулирует верное принятие решения.

Ксения Крашенинникова

Свежие публикации

Скрытая математика выбора профессии и вуза Как наш мозг нас обманывает

Скрытая математика выбора профессии и вуза

Представьте, что вы известный математик времён Второй мировой войны. Правительство обращается к вам с проблемой: в воздушных войсках большие потери. Некоторые бомбардировщики возвращаются на базу, но пробоины в них распределены неравномерно: больше всего на фюзеляже, меньше - в топливном баке и двигателе. Логичным будет обеспечить броней пробитые места, верно?

Как ни парадоксально, но нет: пробоины на вернувшихся самолётах показывают места, в которых они могут получить повреждения и выжить. А получившие повреждения в других местах (двигатель и топливный бак, например), уже не могут вернуться на базу и попасть в статистику по пробоинам. Именно таков был ответ венгерского математика Абрахама Вальда.
Этот случай - пример ошибки мышления, заблуждения, которое появляется независимо от нас. Когнитивные искажения окружают нас везде: когда мы выбираем пачку чипсов в супермаркете, когда постим фото в Инстаграм и когда принимаем одно из самых важных решений в жизни - какую профессию выбрать и в какой вуз поступить.

Предыдущие статьи