​5 эффективных методов запоминания информации

В наши дни многим людям сложно сходить в магазин без списка покупок: а вдруг что-то забуду? А нашим ученикам из года в год нужно запоминать огромное количество информации, ведь на ЕГЭ никакой «список продуктов» с собой не возьмёшь! Я часто слышала жалобы от ребят, что они – хоть убей – не могут запомнить какое-то важное правило, а исключения постоянно вылетают из головы. Пообщавшись с учениками и коллегами, я поняла, что вопрос о том, как же не забыть важную информацию, действительно актуален как для школьников, так и для учителей. Существует множество упражнений, тренингов, приложений для развития памяти, методик и советов, которые не всегда работают, но, когда на носу три-четыре экзамена, некогда проверять эффективность того или иного метода. Поэтому я отобрала для вас способы, которые были проверены на опыте и дали исключительные результаты.

0
0
0
0
0
​5 эффективных методов запоминания информации photo by: Развитие памяти

1. Рифмуем!

Наверное, самый простой, излюбленный маркетологами ход – помещать информацию в стихи и песни. Недаром каждый из нас знает, на какой номер будет «проще позвонить, чем у кого-то занимать». По телевизору, по радио мы слышим веселых людей, поющих про стоматологию и сироп от кашля.

Наша же задача – превратить правило в песню, в стих. Например, орфоэпию мы учим только так (не зубрить же орфоэпический словник!):

долго ели тОрты – не налезли шорты;

целовать и баловАть;

глаза его счастливые – варенье было слИвовое и тд

Все морфологические нормы, окончания существительных, спряжения глаголов из скучных серых правил превращаются в яркий, веселый, запоминающийся шедевр.

2. Придумываем яркие ассоциации!

В одной из моих статей я уже писала о том, какую важную роль в процессе обучения играет эмоциональная вовлеченность. Как-то раз я заметила, что ученики мои заскучали на теме «Местоимения», и чтобы как-то их взбодрить, я попросила их представить на секундочку, как в наш класс на розовом пони влетает Филипп Киркоров и поёт «я за тебя умру». Класс оживился, засмеялся, а заодно обнаружил сразу два местоимения в этой строчке. Более того, когда через две недели мы писали проверочную работу, я спросила, помнят ли они, кто был на розовом пони. Разумеется, они помнят. И тему запомнили хорошо.

Даже у взрослых людей биссектриса ассоциируется с бегающей по углам крысой. Так что яркие образы, которые учитель придумает для запоминания сложных и не самых интересных тем – отличный и надежный инструмент.

3. Играем!

Непроизвольное запоминание – та вещь, о которой не может быть не сказано в статье по развитию памяти. Для любого школьника понятие «учёба» – это нечто негативное, а «игра» - весёлое и интересное. Игровые форматы, деление на команды, викторины, ролевые игры оставляют яркие впечатления, нестираемые из памяти. Даже серьёзные дяди-одиннадцатиклассники признаются, что им нравится играть на уроках, ведь это не утомляет и дарит положительные эмоции. Помнится, после задания «найди как можно больше ошибок в сочинении» ребята стояли в коридоре и долго спорили, за что ещё можно снять баллы в этой работе, хотя урок уже закончился и пора было уходить домой.

4. Погружаемся в информацию с головой!

Чтобы запомнить какие-то слова, даты, формулы, нужно сделать их частью своей жизни. Как-то мы нарисовали плакат по теме «Вводные слова» и повесили в классе. Пока рисовали – запомнили, а потом еще и смотрели на эту красоту несколько месяцев. Также мы договорились, что ставим в пароль от социальных сетей те слова, в которых ошиблись на диктанте. Слышала от коллеги-историка, что год какой-нибудь битвы или сражения – идеальный пароль в 4 символа для айфона.

5. Пишем и кричим, пишем и кричим!

Любители «сфотографировать» вместо «записать» должны четко понимать, что прописывая что-либо, мы это осознаём. Осознать – лишь первый шаг. Проговорить – второй. А еще лучше проговорить громко. Или крикнуть. Наверняка есть умное научное объяснение, почему это работает, но мне важен сам факт - это работает!

В нашем учебном центре довольно часто можно услышать, как весь класс скандирует ловушки ЕГЭ, в которые, по нашим данным, попадается каждый пятый сдающий. Я, опять же, объясняю это воздействием на эмоции – ситуация, когда ты сидишь в классе и выкрикиваешь правило, необычна. Сначала мы запоминаем, как кричали, а потом – что кричали, и это навсегда остается где-то глубоко, на подкорке еще не до конца изученного человеческого мозга.

Таким образом, можем сделать вывод, что нестандартные подходы к подаче материала, эмоциональная вовлеченность и даже «искусственное» пробуждение интереса – те методы, которые помогают нам запомнить многое и уже никогда не забыть.

Алина Косова

Свежие публикации

Предыдущие статьи